Настольная издательская система. Возможности настольных издательских систем Издательские системы в профессиональной деятельности

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Факультет: «Гуманитарный»

Специальность: «Менеджмент Организации»

Реферат по информатике на тему:

«Издательские системы»

Выполнил

Студент 1 курса Группы 1050

Штейнгарт С.А.

Научный руководитель

Доцент кафедры ПЭиМ Петров В.Ю.

Санкт-Петербург 2009 г


4. Задачи, решаемые НИС и примеры их пакетов

1. Уровни настольной издательской системы

Еще раз определимся с термином издательская система : ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА (НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА) - комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных и фотовыводных устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, корректурных листов, фотоформ, цветопроб, печатных форм и пр., т. е. для подготовки издания к печати на уровне допечатных процессов.

DeskTop Publishing (Настольная издательская система), или сокращенно DTP (НИС).

В русском варианте, который хотя и звучит более прозаически, чем английский аналог («издательство на крышке стола»), тем не менее, точнее отражена суть. И ключевое слово здесь - система, поскольку только системный подход гарантирует успешное и рациональное решение многих проблем. Можно выделить, как минимум, три основных уровня (рис. 1), наличие и соответствие которых друг другу обеспечивает надежное функционирование этой системы.

Рис. 1 Уровни настольной издательской системы

Аппаратный уровень (hardware level) представляет собой совокупность материальных элементов - устройств, с помощью которых происходят ввод, обработка, хранение, передача и вывод информации.

Программный уровень (software level) - это совокупность информационных элементов (программ и их команд), с помощью которых происходит управление как собственно текстовой и изобразительной информацией, так и аппаратным оборудованием.

Пользовательский уровень («brainware» level) представляет собой совокупность творческих индивидуумов, высококлассных специалистов и обычных пользователей, которые интегрируют свой творческий потенциал, а также аппаратный и программный уровни для создания творческих произведений.

Аппаратный уровень

Аппаратный уровень, в свою очередь, состоит из следующих компонентов (рис. 2):

· устройства ввода информации (input devices), которые обеспечивают преобразование любых видов информации на самых разнообразных носителях в цифровую форму, что создает условия для ее дальнейшей компьютерной обработки;

Рис. 2 Компоненты аппаратного уровня НИС

· устройства обработки, хранения и передачи информации (process, storage and transfer devices), являющиеся ядром аппаратного уровня;

· устройства вывода информации (output devices), которые обеспечивают «возврат» цифровой информации в форму, понятную и доступную человеку.

Программный уровень

Сам по себе компьютер, даже в самой полной комплектации, не выполняет никаких действий и не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все действия определяются программами и все «знания» также сосредоточены в программах.

Программный уровень (software) настольных издательских систем характеризуется еще более бурным развитием, чем это отмечалось в аппаратной части, хотя некоторые программные приложения (application) существуют уже добрый десяток лет.

Для дизайнеров и специалистов, занимающихся изобразительными видами информации, можно выделить следующие основные классы программного обеспечения (рис.3):

· программы пиксельной графики;

· программы векторной графики;

· программы верстки;

· программы трехмерной графики.

Помимо этого, может оказаться востребованной большая совокупность дополнительного, вспомогательного программного обеспечения, начиная с самой операционной системы и кончая разнообразными мелкими утилитами и плагинами (plug-in). К вспомогательной категории относятся программы для работы со шрифтами, просмотрщики (viewer), преобразователи форматов файлов (конвертеры), браузеры, архиваторы и многое другое.

Скорее всего, большим преувеличением будет назвать операционную систему (ОС) вспомогательной программой, но с точки зрения пользователя графических программ она не является объектом основного внимания, и, как правило, интерес к ней обретается на периферии. Разумеется, недостаточное знание операционной системы способно доставить пользователю множество лишних хлопот.

Пользовательский уровень

Пользовательский уровень - это мы с вами, поскольку разработчики аппаратных устройств и программных средств именуют нас «пользователями». На этом уровне нет никаких технических условий и параметров, а есть только требования профессии и того дела, ради которого человек набирается решимости и садится к компьютеру.

Если говорить о компьютерном дизайне и графике, то, на мой взгляд, самым важным представляется знание предметной области - представление о концепциях изобразительного (визуального) искусства и чувство композиции. Это тем более важно, что компьютерные технологии, являясь концентрированным опытом и суммой навыков, достаточно легко и просто позволяют выполнить все формальные действия, присущие, например, компоновке страницы, а результат - увы - нельзя считать не только фактом искусства, но даже и элементарным ремеслом.

Действительно, относительно легко набрать текст, присвоить ему самое разнообразное форматирование, отсканировать любое изображение или выбрать его из огромного числа библиотек, импортировать и использовать какой-либо «заковыристый» фильтр (или несколько, которые преобразят исходное изображение до неузнаваемости), разместить все это на произвольном количестве страниц. Столь же легко продолжить технологическую цепочку, а именно, напечатать на приличном цветном принтере и получить «добро» у заказчика, отдать на цветоделение и за вполне разумные деньги получить тираж.

Все эти действия технологически правильны и разумны, но результат с точки зрения дизайна может быть (и, к сожалению, бывает) довольно плачевным. Эстетическая и художественная составляющие - увы! - не являются частью компьютерных, технических и программных систем, а целиком возложены на плечи человека, который предлагает идею и осуществляет свой замысел средствами компьютерных технологий. Следовательно, компьютер и все его содержание - это не более чем инструмент, как кисть, карандаш или перо. Только в отличие от них, компьютер - это инструмент, аккумулирующий технологический опыт и знания.

Следующим по важности, с моей точки зрения, представляется знание конкретных программных приложений и связанных с ними соответствующих технологий.

И наконец, для успешной работы, безусловно, требуются общекомпьютерные знания. Сюда можно отнести умение работать в одной или нескольких операционных системах, понимать принципы файловой организации, разбираться в вопросах управления периферийными устройствами (монитором, сканером, принтером), пользоваться устройствами хранения информации, электронной почтой, интернетом и т. д.

Таким образом, серьезному пользователю, который претендует стать профессионалом, следует отбросить иллюзии о том, что компьютер делает что-либо сам по себе (по своей воле компьютер только ломается) и, засучив рукава, начать осваивать все магистрали, а затем и закоулки огромной бурно и непрерывно развивающейся страны под названием Компьютерные Технологии.


2. Компоненты настольной издательской системы

Компоненты НИС представлены в следующей схеме:

Наборная машина.

Модели компьютера и программное обеспечение, которое используется для набора текста, не столь важны, это дело вкуса и корпоративных предпочтений.

Графическая станция.

Аппаратная часть графической станции, кроме самого компьютера, должна включать в себя профессиональный цветной монитор, универсальный сканер, устройство для просмотра сканируемых оригиналов и набор устройств для чтения внешних носителей.

Станция верстки.

Аппаратное решение станции верстки должно быть ориентировано на платформу графической станции. Необходимое количество станций набора, графических станций и станций верстки объединяют в общую сеть. К этой сети подключаются периферийные устройства: черно-белые и цветные принтеры, устройства цветопробы, лазерные экспонирующие выводные устройства.

Печатающие устройства.

В издательском деле доминируют лазерные принтеры, которые используются как для печати корректуры, так и для распечатки черно-белых оригинал-макетов. Цветные лазерные принтеры используют, как правило, для согласования с заказчиком цветного макета и реже как устройство для изготовления цветопроб, весьма условно выполняющее эту роль.

3. Принцип работы настольной издательской системы (НИС)

Типичный принцип работы настольной издательской системы представлен в виде следующей схемы:

4. Задачи решаемые НИС и примеры их пакетов

Настольные издательские системы применяются для профессиональной издательской деятельности. Позволяют осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов типа информационного бюллетеня, цветной брошюры, каталога, справочника. Позволяют решать задачи:

1. компоновать (верстать) текст;

2. использовать всевозможные шрифты и выполнять полиграфические изображения;

3. осуществлять редактирование текста на уровне лучших текстовых процессоров;

4. обрабатывать графические изображения;

5. выводить документы полиграфического качества;

6. работать в сетях на разных платформах.

Девиз НИС: Редактировать текст лучше любого редактора!

Примерамитакихпакетовявляются: Corel Ventura, Page Maker, QuarkXPress, Frame Maker, MS Publisher, Page Plus, Compu Work Publisher, Adobe InDesign CS3 идр.


Настольные издательские системы - это достаточно сложный комплекс аппаратных устройств, программного обеспечения и «человеческого фактора».

Для надежного и результативного функционирования настольной издательской системы необходимо взаимное соответствие всех уровней друг другу.


Список использованной литературы

Хиндерлитер Х.Настольные издательские системы.

Шапошников А.Издательские компьютерные системы.

Иллюстрированныйсамоучительпоцифровойграфике.

Н.Ф. Гусарова, Ю.В. Дорогов, Р.В. Иванов, А.В. Маятин.

Издательские системы. Компьютерная издательская графика.

Множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью публикации каких-либо печатных материалов.

Сейчас любой автор может издать свой труд самостоятельно, воспользовавшись современными компьютерными технологиями. Подготовив оригинал-макет своего труда на ПК, он может размножить его, используя простые средства копирования и тиражирования (ксерокс, ризограф), или сдать прямо в типографию.

Проблема публикации собственных трудов не менее актуальна и для научных работников. Научные и научно-популярные книги, статьи, тезисы докладов - часто все это долго ждет своей очереди в редакциях научных журналов. Подготовка этого труда на компьютере позволит автору либо самостоятельно издать его, либо ускорит прохождение этапа редакционной обработки, т. к. статья будет практически полностью готова к вставке в общий сборник.

Не менее заинтересованы в публикациях и переводчики. Текст перевода, подготовленный на ПК, легко форматируется для того, чтобы вывести его на печать по требованию заказчика.

В последние годы в нашей стране появилось очень много предпринимателей различного уровня. Немалую роль в успешной предпринимательской деятельности играет грамотная реклама - рекламные буклеты, проспекты и т. п., которые могут быть тиражированы на бумажных носителях.

Название "настольная издательская система" берет начало от английского термина desktop publishing. В широком смысле слова этот термин означает совокупность аппаратных и программных средств для подготовки и создания образца печатной продукции готового для тиражирования.

Первые настольные издательские системы на основе ПК появились в 1980-х годах, когда фирма Apple Computer разработала первый лазерный принтер с высоким качеством печати. Именно появление этих принтеров стало стимулом к быстрому развитию аппаратных и программных средств, способных обеспечить издательский процесс. Появление настольных издательских систем позволило основные этапы подготовки к печати перенести из типографии на обычный рабочий стол.

Настольные издательские системы обеспечивают:

1. автоматизацию процессов размещения блоков текста и графических изображений в соответствии с назначением публикации (макетирование);

2. импортирование фрагментов текста и графических изображений, созданных в разных прикладных программах;

3. обработку фрагментов текста, используя стили и расширенные возможности по установке расстояния между символами и между строками;

4. автоматизацию создания содержания и ссылок;

5. использование расширенного набора шрифтов в соответствии с требованиями полиграфии;

6. воспроизведение публикации на экране монитора с учетом особенностей устройства, на котором будет осуществлена печать публикации;

7. сохранение файлов публикации в форматах, которые используются в полиграфии;

8. возможность печати публикаций каждым основным цветом отдельно(цветоделение)и др.

Набор предоставляемых программами операций может меняться в зависимости от назначения программы, от полиграфической базы, на которую программа ориентирована.

В отличие от текстовых процессоров, издательские системы ориентированы не на ввод и редактирование текста и других объектов, а на верстку.

Верстка - это процесс компоновки текстовых и графических объектов для создания страниц издания в соответствии с принципами дизайна и техническими требованиями.

По назначению различают:

9. книжно - журнальную верстку,

10. газетную верстку,

11. акцидентную (лат. accidentia - случай, случайность) верстку.

Акцидентная верстка применяется для верстки отдельных, как правило, небольших по количеству страниц и по тиражу объектов: объявлений, бланков, афиш, буклетов, проспектов, визиток и т. п.

На сегодня большинство публикаций создают, редактируют и форматируют, используя компьютерные программы, в частности, текстовые редакторы и процессоры. В таком случае употребляют термин компьютерная публикация.

Буклет- листовое издание в виде одного листа печатного материала, сложенного в два или более сгибов.

Бланк - это:

· лист бумаги, на котором напечатаны название и эмблема организации;

· лист бумаги, на котором уже напечатан некоторый текст, чтобы заполнение бумаги проходило правильно.

Листовка - бумажный лист, на котором что-то напечатано с одной или обеих сторон.

Брошюра - книжное издание объемом от 4 до 48 страниц.

Информационный бюллетень - печатное издание, выпускаемое с целью информирования целевой группы людей (специалистов и/или других потребителей) по определенным вопросам. Информационный бюллетень, как правило, состоит из подборки актуальной тематической информации.

Реферат (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать) - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Документами публикаций являются:

· шаблоны,

· макеты,

· непосредственно сами публикации различного вида.

Шаблон - в переносном смысле - образец, пример, которому следуют.

Макет - образец книги, журнала и т.п., который производится для точного размещения текстового и иллюстративного материалу. Изготовление макета является одним из этапов подготовки издания и имеет целью окончательную проверку правильности написания и расположение текстового и иллюстративного материала.

Подготовка печатного издания - комплексный процесс, который включает в себя следующие этапы:

2. редактирование и корректирование текста;

3. подготовка иллюстраций;

4. разработка дизайна всего издания.

Аппаратный уровень поддержки - устройства ввода информации (клавиатура, сканер, цифровая фотокамера, дигитайзер, цифровой планшет, диски), хранения (жесткие диски, сменные диски, оптические накопители) и обработки (компьютер) информации, вывода (монитор, принтер, фотонаборный автомат) и передачи (сети, электронная почта) информации.

Программный уровень поддержки - совокупность программ, необходимых для создания издания.

Компьютерные технологии издательского дела

Технология Основные операции с объектами Программные продукты
Технология обработки изображений Создание и обработка иллюстративных материалов: преобразование готовых изображений, созданных на каком-либо материальном носителе в цифровую форму; создание иллюстративных материалов сразу в цифровом виде Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher
Технология полиграфического дизайна Разработка самостоятельных графических продуктов: фирменные знаки, логотипы, визитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные билеты, открытки и т. д. Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer
Технология собственно настольной издательской системы Разработка издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного документа) с помощью ПК. Может включать в себя результаты технологий графики и полиграфического дизайна. Adobe PageMaker, QuarkXpressCorel Ventura, Microsoft Publisher, Microsoft Word

Microsoft Publisher

Microsoft Publisher – приложение для создания электронных и печатных публикаций. Программа входит в состав пакета Office, поэтому ее интерфейс аналогичен известным вам Excel, Word и PowerPoint. Возможности продукта совершенствуются с каждой новой версией, поэтому последний выпуск больше напоминает многофункциональную издательскую систему, чем привычный софт от корпорации Майкрософт!

В помощь неопытному пользователю предлагается более чем 8500 бесплатных шаблонов маркетинговых материалов (визитки, бюллетени, каталоги, веб-узлы, упаковки продукции, почтовые карточки, буклеты). Библиотека образцов будет доступна даже тем, кто решил скачать Microsoft Publisher бесплатно! Первые макеты можно создавать с помощью примеров, даже в таком виде они будут пригодны для массового распространения.

Встроенные в программу мастера позволяют без проблем и потерь времени подготовить веб-страницу, красочно оформленное рекламное письмо, наклейку на компакт-диск, рекламный проспект, обложку для брошюры, календарь, бланк или открытку. Даже начинающий может создать публикацию для печати, отправки по электронной почте или размещения в Интернете.

Редакционно-издательские системы - программное обеспечение, позволяющее осуществить коллективную поточную работу сотрудников редакций периодических изданий, - призваны сделать редакционные процессы более упорядоченными и эффективными. Чтобы узнать, как обстоит дело на практике, мы побеседовали с сотрудниками издательств, в которых уже внедрены такие системы.

Издательский дом «Семь Дней»

Издательский дом «Семь Дней» выпускает журналы «Семь Дней ТВ-программа», «Итоги», «Караван историй», «Штаб-квартира». С 1996 года в издательстве используется редакционная система Quark Publishing System (QPS). О том, как проходил процесс ее установки и как эта система повлияла на работу издательства, рассказывает директор по технологиям издательского дома «Семь Дней» Василий Черный.

КомпьюАрт: Что стало причиной внедрения редакционно-издательской системы?

Василий Черный: Вопрос использования системы управления производством обсуждался, когда издательство еще только образовывалось.

Во-первых, в издательство вошла редакция газеты «Сегодня», где к тому времени уже имелись некоторые наработки по автоматизации редакционной деятельности, опыт и представления о том, как необходимо организовывать редакционный процесс.

Во-вторых, при образовании издательства началась подготовка к запуску проекта «Итоги» и компьютерный центр издательства, который и был инициатором введения системы, получил возможность продвинуть свое предложение о внедрении системы, подкрепив его примером организации работы в журнале «Newsweek» (кстати, там использовался не QPS).

В-третьих, нам нужна была система, которую можно было бы использовать для подготовки как газет, так и журналов. При образовании издательства происходило и формирование нашей стратегии, которая требовала переосмысления принципа централизации-децентрализации технических служб и перераспределения обязанностей между дизайнерами и верстальщиками, что особенно актуально именно в журнальной редакции.

Но тогда полной поддержки проекта руководством так и не удалось добиться, и к этому вопросу мы вернулись лишь через несколько лет. На российском рынке в то время не было представлено ни одной коробочной или предлагающейся на заказ редакционно-издательской системы, так как спрос на них отсутствовал. Поэтому даже те поставщики, которые понимали, что такие системы необходимы нашим редакциям, не видели резона для вложения средств в продвижение этих систем на российский рынок. Когда же с нашей стороны возникла определенная заинтересованность, мы обратились в компанию «Терем». Стали обсуждать, какую систему можно использовать для наших целей, чтобы она в то же время была оптимальной для российского рынка. В результате была выбрана система QPS.

КА: Почему именно QPS?

В.Ч.: QPS является, возможно, наиболее эффективной системой, если учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, в России на тот момент наиболее популярной программой верстки была QuarkXРress, и в издательском деле активно использовалась платформа Macintosh, на которую была ориентирована система QPS. То есть, с одной стороны, QPS не требовала полного переобучения персонала и смены платформы, с другой — кем, как не самим автором закрытого формата, коим является формат Quark, может поддерживаться полная совместимость с ним прочих элементов системы от версии к версии?

Во-вторых, система могла быть адаптирована для работы с русским языком. Что касается сложностей при внедрении и эксплуатации самой программы, то они были не слишком большими. Нам нужно было организовать только базовую функциональность, а потому нам требовалась система, которая обеспечивала бы достаточно простое взаимодействие основных участников процесса — журналистов, редакторов, фоторедакторов, ведущих и главных редакторов, дизайнеров, верстальщиков и операторов допечатной подготовки. Это главная, но не единственная задача автоматизации редакционной работы. Существует и много других задач, заметно расширяющих и усложняющих функциональность (и стоимость) системы, но для нас в тот момент приобретение более «тяжелого» решения было нецелесообразно.

Причин тому было несколько. Во-первых, такие решения, как правило, менее универсальны, то есть более четко ориентированы либо на газетную, либо на журнальную нишу, либо на нишу систем подготовки документации и т.д. Во-вторых, они связаны со спецификой производства (системы планирования), с системами распространения (логистика), с финансовыми системами (формирование гонорарной ведомости) и т.д. Играла свою роль, конечно, и стоимость решения. Универсальными модулями «тяжелых» решений являлись, пожалуй, модули работы с новостями и модули, реализующие идеологию digital asset management.

QPS — одна из самых простых и вместе с тем гибких систем, удобная, надежная и простая во внедрении и эксплуатации. И хотя это был достаточно дорогой продукт, мы поняли, что система QPS — оптимальное для нас решение.

КА: Насколько гладко проходил процесс освоения системы и как отнеслись к внедрению системы сотрудники?

В.Ч.: Процесс освоения системы проходил на удивление гладко. Мы были уверены, что все сделали правильно. Процесс обучения сотрудников (только журналистов более 100 человек) длился два с половиной месяца. Мы составили определенную методику и по ней занимались, проводились теоретические и практические занятия. Сказалось и то, что в России в издательском деле работники в среднем моложе, чем за рубежом. Это серьезно облегчило ситуацию, ведь молодые сотрудники достаточно легко воспринимают все нововведения. Поэтому у нас процесс освоения системы прошел без каких-либо серьезных проблем. И программное обеспечение нас не подводило.

КА: Что изменилось для сотрудников после установки QPS, помимо технической стороны?

В.Ч.: Чем выше звено в управленческой иерархии, тем больше его заинтересованность в прозрачности и в возможности управления процессом. Для этого все и организовывалось, поэтому, конечно же, изменилось для сотрудников многое. Помимо реализации нового принципа управления подготовкой номера произошло перераспределение многих обязанностей сотрудников, в том числе и творческих обязанностей, принципов и порядка маршрутизации материалов. Всё и не перечислишь! Даже работу фоторедактора с оригинальными ­caption’ами и итоговыми журнальными подписями удалось организовать достаточно логично. И если сейчас нашим сотрудникам задать вопрос, готовы ли они работать без редакционно-издательской системы, они ответят отрицательно.

КА: Сталкивались ли вы с трудностями при переходе на систему QPS?

В. Ч.: Трудности, конечно, были, например с переносами. Эта функция была реализована, но не по той схеме, что предлагает QuarkXРress, вследствие чего программа неправильно подсчитывала количество символов. Но, по большому счету, это — мелочи, особенно если учесть получаемый выигрыш. За все годы работы никаких серьезных проблем обнаружено не было. Система работает на удивление качественно и стабильно.

КА: Летом компания Quark объявила об обновлении своей продуктовой линейки. Планируете ли вы, в свою очередь, обновление системы или покупку дополнительных модулей?

В.Ч.: К концу года мы собираемся заключить договор на обновление системы и расширение количества лицензий, но у нас нет желания угнаться за всеми обновлениями. Главным образом из-за того, что существующее программное обеспечение удовлетворяет нашим запросам.

КА: Помогла ли система QPS справляться с выкладкой изданий в Интернет?

В.Ч.: Это был один из плюсов внедрения QPS. В этой системе, как и положено, текст хранится отдельно от файла верстки, и мы тем самым избегаем необходимости вытаскивать материал из полосы издания. Поскольку тексты могут быть сохранены в формате тэгов, то можно максимально автоматизировать любую гибкую трансляцию печатных материалов в онлайновые. Причем так же удобно работать и с фотографиями.

КА: Каковы, на ваш взгляд, самые очевидные преимущества использования системы QPS?

В.Ч.: Важно, чтобы QPS или другое подобное решение применялось для организации управляемого редакционного процесса при грамотном распределении должностных и творческих обязанностей — это принципиальный момент. Благодаря этому любая система позволяет создать более комфортные условия для творческой работы сотрудников, что положительно сказывается на качестве текстов, макетов, подборе кадрирования фоторяда и т.д. — одним словом, на качестве продукта в целом.

Преимущество системы QPS заключается в простоте ее внедрения и эксплуатации, гибкости, настраиваемости, нетребовательности к ресурсам и надежности.

КА: По опыту работы вашего издательства что бы вы могли посоветовать тем, кто сейчас только планирует внедрение QPS?

В.Ч.: Учтите, что система QPS не сможет выполнить абсолютно все стоящие перед вами задачи, но то, что она умеет, делает очень хорошо.

Взаимодействие платформ PC и Macin­tosh в рамках этой системы не является настолько «прозрачным», как при работе с одной платформой. Поэтому перед принятием решения об установке редакционно-издательской системы стоит внимательно изучить этот момент и решить, двух- или одноплатформенный проект делать. Удачи!

Издательский дом «Жизнь»

Газета «Жизнь» начала свое существование 12 лет назад в Ульяновске, а потом перебралась в столицу. Два с половиной года назад газета перешла на ежедневный режим выхода с тиражом 20 тыс. экземпляров. К 2003 году тираж издания вырос до 170 тыс., а сама газета заняла второе место в Москве по тиражу и первое по продажам.

Летом текущего года компания «Терем» объявила об успешной инсталляции редакционно-издательской системы К4 Publishing System (K4) в издательском доме «Жизнь». Это была первая инсталляция системы К4 в России. Сергей Коновалов, заместитель ответственного секретаря издательского дома «Жизнь», делится своими впечатлениями о том, как внедрение системы К4 сказалось на работе редакции.

КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, почему вы решились на инсталляцию редакционно-издательской системы?

Сергей Коновалов: Главной причиной внедрения системы К4 стал рост тиража газеты. Работа в издательстве до установки этой системы велась довольно хаотично. А с увеличением объемов у нас резко ужесточились графики сдачи, по-этому редакционный процесс нужно было каким-то образом автоматизировать. В течение полутора лет мы использовали собственную систему автоматизации, написанную мной. Она довольно хорошо нам служила, но не была привязана к какой-либо системе верстки, то есть объ-единяла журналистов, редакторов и корректоров — людей, работающих непосредственно с текстом. С помощью этой системы нам удалось в какой-то степени наладить работу. Но с ростом тиража потребовалось оптимизировать процесс верстки.

КА: С выбором системы К4 вы определились сразу или рассматривали альтернативные предложения? Ведь наиболее популярной в России является система QPS компании Quark.

С.К.: Вариант установки системы QPS мы отвергли сразу же. Главным образом потому, что мы работаем на платформе PC, а верстка осуществляется в программе Adobe InDesign. Сейчас, кроме Москвы, газета выходит более чем в 60 регионах России, и переводить всех сотрудников на Quark проблематично. Кроме QPS мы также рассматривали предложение компании Woodwing, выпускающей plug-in для программы InDesign. Но поскольку он слишком прост и не отвечает нашим запросам, этот вариант тоже отпал.

КА: Как прошла установка системы? Потребовалось ли дополнительное обучение персонала?

С.К.: Установка системы К4 прошла очень гладко и заняла не более трех дней. Примерно через месяц после установки эта система была полностью нами отлажена. Обучение персонала практически не потребовалось.

КА: Как сотрудники редакции отреагировали на установку этой системы?

С.К.: Разговоры о том, что нужно автоматизировать работу редакции, шли довольно долго. И когда наконец редакционно-издательская система была установлена, все сотрудники уже были к этому морально готовы. Кто-то был рад, кто-то, возможно, удивлен. Но переход к работе с системой прошел безболезненно. Никакой особой предварительной работы перед установкой проводить не потребовалось.

КА: Как изменилась работа редакции после установки системы К4?

С.К.: Раньше технологический процесс строился следующим образом: пока журналисты, редакторы и корректоры работали над материалом, верстальщикам нечем было заняться. Все, что они могли сделать на этом этапе, — это посмотреть фотографии. К верстке можно было приступать только тогда, когда тексты были полностью готовы. Очень часто бывало так, что на верстку одновременно поступало несколько материалов. И хотя наши верстальщики работают достаточно быстро, ни один человек не в состоянии верстать одновременно несколько материалов. Тогда начинался настоящий хаос. Кроме того, в силу оперативности наших журналистов актуальный материал мог появиться в последнюю минуту перед сдачей номера, и иногда из-за этого приходилось снимать целую полосу. А с переходом на систему К4 у нас настолько все изменилось, что процесс верстки теперь перенесен на утро. Верстальщики заранее знают заявленные темы и объемы, и, таким образом, могут загодя начинать работу по готовым макетам. Когда материал отправляется к корректору, верстальщики уже точно знают его объем. Поэтому, как только откорректированный материал поступает на верстку, процесс можно считать завершенным.

Помимо всего этого у нас существенно изменилось качество статей. Раньше журналист писал материал в обыкновенном текстовом редакторе. А сейчас, когда он видит всю полосу с иллюстрациями и соседними материалами, это подстегивает, а правильнее сказать, вдохновляет журналиста, и тексты получаются более качественными. Хотя такой результат не связан с системой напрямую, но очевидно, что система позволила изменить отношение журналистов к материалам.

Кроме того, установка системы К4 буквально развязала руки главному редактору. Сейчас он может в течение дня наблюдать за всем процессом и вносить коррективы по мере выполнения работы, а не как раньше — в последнюю минуту.

Еще одно изменение, которое произошло в связи с внедрением системы К4, — это сокращение расхода бумаги. Но то, что мы снизили примерно на 80% эти затраты, — не самое важное. Главное — мы избавились от той хаотичности, которая была у нас до установки К4. Ведь все версии полос приходилось распечатывать, а в таком количестве бумажных листов легко запутаться. В системе К4 сохраняются все версии документов, в которые вносились изменения. Возможность открыть любой промежуточный вариант верстки невероятно важна, поскольку часто бывает нужно узнать, кем и какие поправки были внесены в тот или иной текст.

КА: Вносили ли вы в систему свои коррективы?

С.К.: Само собой. Изначально система К4 плохо справлялась с русскоязычными материалами. Но за несколько дней этот вопрос мы легко решили, и сейчас подобных проблем уже нет.

КА: С сентября этого года объем вашей газеты увеличился до 24 полос. Обусловлено ли это внедрением системы К4?

С.К.: Система К4 повлияла на увеличение объема газеты самым серьезным образом. Она позволила нам сэкономить большое количество времени, что при оперативности нашего издания было очень важно. Как я уже говорил, при увеличении тиража типография требует сдачи номера в печать раньше обычного срока — это стало возможным главным образом благодаря К4.

КА: Планируете ли вы продолжить работу по дальнейшей автоматизации работы вашей редакции?

С.К.: Да, конечно. Система К4 объединила все наши отделы, кроме отдела фотоиллюстраций. У нас весьма большой фотоархив, и часто бывает очень сложно сразу найти нужный снимок. Сейчас мы как раз думаем над тем, как решить эту проблему.

КА: Поскольку ваша редакция является единственной, использующей систему К4 в России, хотелось бы услышать из ваших уст рекомендации или пожелания тем, кто сейчас стоит перед выбором редакционно-издательской системы.

Компьютерные издательские системы - это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верстки и издания текстовых и иллюстративных материалов. Главным отличием настольных издательских систем от текстовых редакторов является то, что они предназначены, в первую очередь, для оформления документов, а не для ввода и редактирования. Процесс верстки состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций. Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическим способом.

Существуют различные программные системы, среди которых можно выделить следующие:

1. Adobe InDesign - недавно появившийся пакет фирмы Adobe, оптимизированный под верстку документов самого широкого профиля, от одностраничных буклетов до толстых книг, обогащенный набором специфических визуальных инструментов.

2. Adobe PageMarker - еще один пакет фирмы Adobe, с довольно сложным интерфейсом и системой команд, но в то же время с высокой производительностью и богатыми возможностями, особенно при работе с цветом.

3. Corel Ventura Publisher - альтернативный пакет фирмы Corel, несколько утративший в последнее время свои позиции, но вследствие своей универсальности (имеет широкие функции обычных текстовых и графических редакторов, интеграция с Web, поддержка различных платформ) не потерявший актуальности.

4. QuarkXPress - достаточно легкая в освоении и гибкая издательская система, которая традиционно используется многими издательствами газет, журналов, рекламными агентствами.

Системы автоматизации бухгалтерской деятельности

К этому виду относятся как простейшие программы для подготовки бухгалтерских документов и отчетности, так и очень сложные распределенные системы комплексного бухгалтерского учета 1C, Парус , Галактика , Инфо-бухгалтер и т.д.

Программа "1С:Предприятие " является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия и может применяться на различных участках бухгалтерского учета.

Система содержит три основных компонента:

1. бухгалтерский учет, отражающий финансовые операции;

2. оперативный учет, предназначенный для автоматизированного учета движения и остатков товарных, материальных, денежных средств предприятия;

3. расчет, позволяющий выполнять периодические расчеты различной сложности.

Прочее ППО

Можно перечислить еще множество прикладных программ как общего, как и специального назначения. В их числе:

- Браузеры (browsers) - средства просмотра гипертекста, используемые для отображения информации, получаемой с веб-сайтов ––MS Internet Explorer, FireFox, Opera ;

Клиенты электронной почты - MS Outlook Express , The Bat ;

Аудио/ видео проигрыватели - Winamp, DivX Player, Real Player, Windows Media Рlayer;

Справочно-правовые системы - Консультант Плюс, Гарант, Кодекс;

Офис-менеджеры (органайзеры) - MS Outlook ;

ПО для инженерных расчетов - CAD/CAM/CAE AutoCAD .

Задачи

1. Укажите наиболее точное определение. “Приложения” – это:

Программы для проверки компьютерной системы;

Программы для ознакомления пользователя с принципами устройства компьютера;

Прикладные программы, созданные для работы под управлением конкретной операционной системы;

Техническая документация компьютера.

2. Установите соответствие между названием и функцией популярного ПО:

3. Пикселизация изображений при увеличении масштаба - один из недостатков:

Растровой графики;

Векторной графики.

4. Одним из основных преимуществ растровой графики перед векторной является:

Возможность изменения разрешения изображения;

Возможность интеграции текста;

Фотореалистичность изображений;

Возможность трансформации изображения;

Малый размер изображения.

5. Разрешение изображения измеряется в:

Пикселях (pix);

Точках на дюйм (dpi);

Мм, см, дюймах.

6. Минимальным объектом изображения в растровом графическом редакторе, является:

Палитра цветов;

Знакоместо (символ);

Модуль поиска не установлен.

Что такое "DTP"?

Владимир Молочков

Введение в настольные издательские системы

Издательский бизнес сегодня немыслим без компьютерных издательских систем. Они предназначены для автоматизации подготовки документов к изданию (тиражированию). Издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. То, что делалось раньше лишь профессионалами, сегодня можно выполнить и на домашнем ПК. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями по работе на компьютере, а также иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.

Компьютерные издательские системы появились сравнительно недавно* , как и сами персональные компьютеры. С другой стороны, книгопечатный станок изобретен Гутенбергом в 40-х годах XV века, а после изобретения в 1814 году офсетной машины полиграфический процесс приобрел современные очертания.

Полиграфия (poly много + grapho пишу) - совокупность технических средств для получения большого количества одинаковых изданий и способы печатного размножения продукции.

Полиграфия - довольно сложное направление, требующее от работающего в этой области большой широты знаний. Работа в полиграфии довольна разнообразна: от оперативного создания визиток, бланков, рекламных листовок, буклетов, календарей до выпуска периодических изданий (газет, журналов) и оформления книг. Кроме обязательного знания программ верстки и графических редакторов, специалист в области полиграфии должен также знать основы печати, допечатные процессы (верстку, сканирование оригиналов с технической ретушью и цветокоррекцией, вывод фотоформ и изготовление цветопроб с целью контроля качества печати) и многое другое. Для реализации этих задач используют как традиционные программы компьютерной графики (Adobe Photoshop, CorelDRAW), так и специальные программы верстки (QuarkXPress, Adobe PageMaker).

Немного истории

Поначалу оперативная (малотиражная) и профессиональная (многотиражная) полиграфия были параллельными непересекающимися мирами. Но постепенно стихийно возникший рынок услуг оперативной полиграфии стал организовываться. Начали создаваться рекламные агентства, специализирующиеся на поисках клиентов, дизайне и организации рекламных кампаний. Обычно их собственный производственный цикл заканчивался подготовкой и версткой оригинал-макетов или, в лучшем случае, выводом цветоделенных пленок. Они, как правило, сотрудничали с несколькими типографиями, размещая в них работы в зависимости от сложности и наличия подходящего оборудования. Параллельно в крупных городах стали открываться печатные салоны, работающие по примеру западных аналогов и производящие весь цикл работ, начиная от верстки и заканчивая финишной обработкой продукции. Они оснащались современными печатными машинами; чешские "Ромайоры" стали сдавать позиции не только в малотиражном производстве, но и в полноцветной печати, и вытесняться в сферу дешевой бланочно-формулярной и книжной продукции. Рост бизнеса привел к большому спросу на рекламные буклеты и брошюры.

Характерными особенностями спроса стали требования высокого качества полноцветной печати одновременно с малыми тиражами и высокой оперативностью. Причем, заказчики были готовы дорого платить за оперативность (пример - документы к выборам или перевыборам). Благодаря этому новые предприятия стали интересоваться не только дешевыми копирами, но и более сложной техникой, предназначенной для производства качественной цветной продукции. Предприятия оперативной полиграфии почувствовали необходимость замкнутого цикла производства; типичными стали комплексные закупки - от фотонаборных автоматов до отделочного оборудования.

В наши дни полноцветная печать** и термин "полноцвет" завоевывают право на жизнь. Началась ломка стереотипов. Путем проб и ошибок многие предприниматели от полиграфии стали убеждаться, что для хорошего буклета нельзя использовать фотографии 9 на 13, сделанные "мыльницей", а заодно и в необходимости замены принтера фотонаборным аппаратом, а также в экономической целесообразности использования более дорогих импортных расходных материалов. Наступила эра DTP.

Настольные издательские системы (DTP)

В связи с широким распространением в последние годы мультимедийных и сетевых электронных изданий, принято разделять настольные издательские системы на два типа: для подготовки полиграфических изданий и системы верстки электронных документов. Среди настольных издательских систем (DTP) наиболее популярными считаются системы QuarkXPress, PageMaker и InDesign.

DTP (Настольная издательская система) - комплекс аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для подготовки публикации из текста и изображений для печати. Также возможна и подготовка документа публикации для распространения не в виде твердой копии, а в электронном виде, т.е. электронная верстка в PDF- и HTML-форматах. Настольное издательство, в отличие от традиционного типографского, подразумевает полиграфическую работу не в типографии, а дома или в офисе. В широком смысле слова под настольными издательскими системами (DTP) понимают компьютерную цифровую полиграфию в целом, а в узком смысле - программы верстки документов.

Основным отличием настольных издательских систем от текстовых редакторов (таких, например, как MS Word) является то, что они предназначены в первую очередь для оформления (верстки) документа, а не для его создания "с нуля" (ввода текста, проверки правописания, создания изображений), хотя в определенной степени могут выполнять и эти функции. Процесс верстки документа состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций. Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическими методами.

Оригинал-макет - оригинал, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. Он может быть кодированным - на магнитном или оптическом диске, и в таком виде отсылаться на полиграфическое предприятие для набора и печатания тиража; твердой копией, подготовленной для изготовления фотоформ или печатных форм; фотомеханическим или другим.

MAC или PC?

Еще совсем недавно в компьютерной индустрии существовало достаточно жесткое разделение сфер деятельности между различными аппаратными платформами, так, например, за редкими исключениями, полиграфия в основном делалась на Macintosh. Это объясняется лишь тем, что в Macintosh применялись специфические аппаратные решения, более подходящие для работы с графикой и полиграфией, но стоившие больших денег при реализации их на PC. В отличие от MAC, сделавшей закрытым тиражирование архитектуры своих компьютеров, у IBM PC тогда было только одно, но решающее преимущество - открытый стандарт, который позволил производить их всем желающим. Это и привело к тому, что сегодня у многих на домашнем столе стоит компьютер PC, а не MAC, способный выполнять задачи, для которых еще совсем недавно требовались дорогостоящие графические рабочие станции. И сегодня в своих квартирах мы можем получать удовольствие от работы c Page Maker, QuarkXPress или Photoshop, привнесенных из мира Macintosh. Поэтому совсем не удивительно, что сейчас весь мир переходит на PC во многих областях, ранее требовавших применения специализированных компьютеров и графических станций, и полиграфия - не исключение.

Многие трудности, мешавшие прежде заниматься на PC допечатной подготовкой, уходят в прошлое. Основным требованием к компьютерам в этой области сегодня является поддержка управления цветом на уровне операционной системы, но эта задача, решенная первоначально на MAC, сегодня решается и на PC. Уже появились необходимые для этого аппаратные средства по разумной цене. Например, еще несколько лет назад видеокарта для PC, всего-навсего способная поддерживать 24-битный цвет (класса S3 Trio), считалась профессиональной и стоила около $200, что существенно ограничивало круг ее пользователей. Сегодня такого же класса видеокарты всерьез не воспринимаются и совершенно не пригодны для профессиональной работы с современными графическими программами, хотя и стоят теперь порядка $20.

Но проблемы не только уходят - некоторые, пока, остаются. Так, например, кодировки русского текста на PC и Mac не совпадают самым кардинальным образом. Пропавший в этом случае текст нельзя "поправить" - его можно лишь набрать заново. В то время как англоязычный файл, сверстанный в Quark на Mac, с высокой долей вероятности будет выводиться из PageMaker на PC.

Исходя из сказанного выше, сегодня имеется тенденция распространения PC в те сферы, где ранее царил MAC. Из-за более широкой распространенности систем управления цветом, для точной обработки цветных растровых изображений в полиграфии лучше использовать Macintosh. С другой стороны, широкое распространение сервисных бюро, оснащенных всей необходимой техникой, позволяет переложить проблему качественного сканирования и цветокоррекции на их плечи, после чего использовать уже готовые цветоделенные изображения. Подготовка векторных иллюстраций на обеих платформах равно требует использования каталогов цветов, что позволяет эту часть работы с полным успехом перенести на PC. Сегодня обе системы сблизились настолько, что, по большому счету, лишь мелкие отличия в интерфейсе еще позволяют узнать, за каким же компьютером (MAC или PC) работает пользователь. Большинство полиграфических программ имеет версии как для Macintosh, так и для PC, которые совместимы между собой по файлам, не содержащим текст. Поэтому, за каким ПК работать - решайте сами.

Оперативная полиграфия

Печать оперативная - изготовление того, чем пользуются не только в рекламных целях, а каждый день - фирменные бланки, визитки, прайс-листы, конверты и т.п. Основными задачами оперативной полиграфии являются малотиражная (до нескольких тысяч экземпляров) и срочная печать брошюр, рекламных проспектов, печать визиток, плакатов, этикеток, прайс-листов, пригласительных билетов, фирменных бланков, наклеек, календариков, открыток и т. д., а также услуги пост-пресс, как-то: ламинация, брошюровка, тиснение и др. Необходимость в решении подобных задач возникает сравнительно часто практически в любом офисе.

В оперативной полиграфии имеется различный технический подход к решениям той или иной задачи. Одним из наиболее частых заказов является печать презентационных материалов-брошюр, буклетов, проспектов, которые могут быть как черно-белыми, так и цветными.

При классическом печатном производстве экономически невыгодно печатать продукцию тиражом менее 500 форматов печатного листа. Для выполнения подобных заказов в последнее время используют или лазерные принтеры, или ризографы. Однако принтеры не обеспечивают нужной скорости, а ризографы - нужного качества. Лучшим вариантом оказывается использование полноцветного копировального аппарата. В типографиях полноцветные заказы обычно выполняются или на цифровых печатных машинах (типа XEIKON DCP 32D "Блиц-Принт"), или же с помощью офсетной печати.

Оперативная полиграфия - это понятие, описывающее процесс создания небольших тиражей печатной полиграфической продукции хорошего качества и за очень короткое время. Например, минимальным комплексом оперативной полиграфии можно считать компьютер для верстки (например, Pentium-IV), полноцветный копир (например, CANON CLC 700) и растровый процессор (например, CANON ColorPASS 500) для их связи друг с другом. Имея такое оборудование, можно выпускать до 200 двусторонних полноцветных рекламных проспектов в час или до десяти 20-страничных полноцветных журналов за то же время.

Итак, говоря об оперативной полиграфии, мы ввели два новых понятия - полноцветный копир и растровый процессор.

Как устроены полноцветные копиры CANON? Это цифровые аппараты. Иными словами, они состоят из двух частей: цифрового сканера и цифрового лазерного принтера. Объединяются эти части интерфейсом, через который происходит задание режимов копирования. Полноцветное изображение формируется из четырех базовых цветов - Cyan, Magenta, Yellow, Black (в обычной полиграфии применяются такие же базовые цвета). Краска в копире хранится в виде тонерного порошка и переносится на бумагу посредством селенового фоточувствительного барабана. Такой же механизм применяется и в обычных лазерных принтерах. Но в отличие от лазерных принтеров в цветных копирах CANON формирование оттенков производится для каждой растровой точки. Этим и объясняется высокое качество печати копиров, имеющих разрешение всего 400 dpi. Такая технология печати получила название CONTONE.

В каждой растровой точке интенсивность тонера может иметь 256 значений. Это позволяет получить очень четкое изображение с полной палитрой цветов. Чтобы обеспечить такое качество, обычный лазерный принтер должен иметь разрешение 3200 dpi. Скопированное изображение имеет качество, очень близкое к оригиналу. Помимо высокой четкости изображения, копиры CANON также обеспечивают хорошую цветопередачу.

Так как тракт сканирования и вывода в цифровых полноцветных копирах CANON разделен, то напрашивается естественное желание оба этих тракта подсоединить к компьютеру. Это возможно при использовании специальных интерфейсов. Интерфейсы, которые обеспечивают печать при помощи цветных копиров, называют растровыми процессорами (RIP). Имеются также комбинированные интерфейсы, которые работают и как растровый процессор (на вывод), и как контроллер сканера (на ввод изображения через копир).

RIP (Raster Image Processor) - это программа или устройство, преобразующие ваше изображение в последовательность точек голубого, пурпурного, желтого и черного цветов (CMYK), а иногда и нескольких дополнительных цветов: оранжевого и зеленого (CMYKOG) или светлого голубого и светлого пурпурного (CMYKLcLm). Процесс этого преобразования носит название растрирования.

Обладая высокой скоростью печати и отличным качеством, полноцветные копиры идеально подходят для использования в оперативной полиграфии. При этом сразу достигается несколько целей. Качество печати приближается к офсетному, скорость печати (до 1500 оттисков формата А4 в час) тоже, а с использованием растровых процессоров серии ColorPass становится возможной печать персонифицированных документов без дополнительных финансовых затрат.

Примером современной типографии для оперативной полиграфии может служить построенная на основе копировального аппарата CANON мини-типография, оснащенная дополнительным оборудованием, интегрируемым с копировальным аппаратом в единую технологическую цепочку. Это различные модификации сортировщиков, брошюровщиков, степлеров и фальц-машин. Такой конвейер может выпускать продукцию тиражами, которые недоступны большим типографиям, но которые являются наиболее распространенными в условиях нашего российского рынка - от 10 до 500 экземпляров.

Векторная графика

В DTP обязательно приходится сталкиваться с графикой. Под работой с векторным редактором понимают создание и редактирование изображений, представленных набором контуров или кривых, имеющих цвет заливки и контура, а также толщину и тип этого самого контура. Редактирование таких кривых выполняется с использованием механизма кривых Безье. Для векторного дизайна популярны три программных продукта: Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand и CorelDraw. По набору функций и возможностей эти продукты занимают примерно равное положение. Для расширения возможностей этих программ в них имеется механизм подключения дополнительных модулей, добавляющих функциональность базовым программам.

Растровая графика

Следующий класс дизайнерского ПО - это плоскостной растровый дизайн. Данная область дизайна эквивалентна классической живописи, но с использованием компьютера как инструмента вместо холста, кистей и палитры красок. Бесспорным лидером ПО растрового дизайна был и остается пакет Adobe Photoshop. Программа служит для фотообработки и ретуши*** изображений, позволяет выполнять разнообразные цифровые эффекты с изображениями, создавать многослойные коллажи фотографий, делать из цветных фотографий двухтоновые и из черно-белых - цветные.

Другим популярным продуктом является Painter. Этот пакет позволяет редактировать рисунок или фотоизображение, используя эмуляцию практически всех реальных инструментов и красок художника, а также можно добавлять новые, которые принципиально не могут быть реализованы без компьютера.

Программа имеет оригинальный (нетрадиционный) интерфейс, создана на стыке векторной и растровой графики и подразумевает, что использующий ее человек умеет рисовать. Работа с Painter требует наличия специального манипулятора - графического планшета. По сути, графический планшет - это специальная площадка (от 9 х 12 см до 30 х 45 см) и специальный беспроводной манипулятор, похожий на обычную шариковую ручку. Этой ручкой можно совершать движения по полю планшета, что в свою очередь приводит к адекватному перемещению курсора по экрану компьютера. Манипулятор чувствителен к нажатию, что позволяет рисовать тонкие или более жирные линии. Используя графический планшет, компьютерный дизайнер выполняет работу практически как художник кистью.

Верстка электронных документов

DTP не существуют обособленно, в отрыве от компьютерной графики и Internet. Наоборот, связи настолько тесны, что порой трудно понять, где кончается одно и начинается другое. Пример тесной интеграции электронного Web-дизайна и DTP - использование общего PDF-формата документов. Такие документы часто размещены на Web-серверах, и не менее часто используются в полиграфии. При помощи формата PDF (Portable Document Format), один и тот же документ с текстом и графикой будет выглядеть совершенно одинаково на PC, на Macintosh и на UNIX машинах. В основе формата PDF лежит язык PostScript, и для преобразования документов, созданных в дизайнерских программах, можно использовать продукт Acrobat (последняя версия 6.0) производства компании Adobe. Для интеграции PDF-документов в структуру Web-сервера используют тот же механизм ссылок, что и в случае с иллюстрациями, а в Web-просмотровых программах имеются модули для распознавания этого типа документов и отображения их на экране.

Работа с цветом

Так как в подавляющем большинстве рекламные агентства работают с полноцветной продукцией, то не стоит забывать о программных продуктах, обеспечивающих качественную цветопередачу. Система управления цветом - это механизм по автоматическому преобразованию цветной иллюстрации, при ее переходе от одного цветного устройства к другому с целью идентичного ее представления на этих устройствах. Например, цвет на мониторе должен быть идентичен цвету твердой копии на принтере. Другой пример: изображение в виде фотографии сканируется на сканере, затем передается для обработки в программу Photoshop, параллельно отображаясь на мониторе. Цвета на исходном фото и на мониторе также должны быть одинаковы.

Чтобы правильно выполнить согласование цветов между различными устройствами (монитор, принтер, сканер), каждое из устройств должно иметь некий паспорт - цветовой профиль. Имеется стандарт на такие профили - ICC. Профиль передает уникальные цветовые характеристики каждого устройства. Для построения профилей устройств используют измерительные приборы - спектрофотометры и специальное ПО. Общий принцип работы такого ПО заключается в следующем. Через цветное устройство вводят или выводят специальную тестовую мишень, в которой отображены основные цвета спектра видимого цвета. Затем анализируют полученную информацию и строят профиль, в котором записывают, какие из этих цветов может воспроизводить устройство.

Немного о шрифтах

Немыслимо работать на ПК и не использовать шрифты. Существует два принципиально различных типа шрифтов: растровые (битовые) и векторные. Растровые шрифты используются для отображения на экране компьютера, но их нельзя масштабировать, так как при этом теряется качество и возникают проблемы при выводе их на принтеры с разрешением, отличным от экранного. Векторные шрифты отлично масштабируются, но их невозможно отображать на экране компьютера в виде набора точек. Для того чтобы решить эту дилемму, придумали следующий выход: работают с векторными шрифтами, а специальный программный модуль растеризует (превращает из векторной формы в растровую) шрифт для отображения на экране. При печати такого шрифта на принтер отправляется векторная копия, и масштабирование под конкретный кегль производится в принтере.

Сегодня используют в основном два типа векторных шрифтов: TrueType и PostScript (Type 1). Проблема использования шрифтов Microsoft TrueType состоит в том, что этот стандарт не гарантирует точного соответствия размера экранной копии и того, что получится на принтере. В результате зачастую получается, что на экране текст красиво размещен на листе, а после печати этот же текст съехал на другую строчку из-за того, что какие-то буквы напечатались чуть шире, чем это было на экране. Избежать такой проблемы помогает использование шрифтов Adobe PostScript (в особенности, если используемый принтер или другое используемое выводное устройство также использует PostScript). Для растеризации на экран шрифтов PostScript требуется специальная утилита - Adobe Type Manager (или сокращенно ATM). Эта утилита поставляется вместе с большинством программ компании Adobe бесплатно. Кроме того, имеется расширенная версия ATM Deluxe, которая в дополнение к растеризации шрифтов позволяет динамически подключать и отключать шрифты в системе без перезагрузки компьютера.

Библиотеки изображений

По типу изображений библиотеки делятся на векторные и растровые. Изображения распространяются, как правило, на CD-ROM вместе с каталогом для быстрого поиска требуемой иллюстрации. Векторные изображения поставляются, как правило, в формате AI, в то время как растровые - в формате TIFF или JPG.

Производители наиболее популярных библиотек растровых и векторных изображений - это компании Adobe, Corel, Microsoft. Приобретая библиотеку, пользователь обычно получает права на использование иллюстраций в любой коммерческой печатной продукции. Неудобство использования таких библиотек в том, что большинство иллюстраций библиотеки уже использовались и могут показаться неоригинальными.

* Следует отметить, что до сих пор нет утвержденных МО РФ учебников по данному направлению.

** Полноцветный, то есть выполненный в нескольких цветах, обычно до пяти.

*** Фоторетушь представляет собой обработку отсканированных изображений на предмет удаления нежелательных элементов, включая пыль на слайде, случайно снятые объекты, не отвечающие композиции, и т.п.