Что такое DDR2 и DDR3 и в чем разница между ними. Сравнительное тестирование памяти DDR2 и DDR3 на платформе AMD Socket AM3 Оперативная память ddr отличие от ddr2

Если вам периодически приходится ковырять "железо", да ещё и старое, проблема для вас тоже актуальна. В этой заметке написано, как по внешнему виду и размерам определить тип оперативной памяти.

"Персоналки" эволюционировали быстро и в них последовательно применялось несколько разных и несовместимых между собой типов оперативной памяти. Естественно, Вы можете засунуть в свой компьютер только тот тип "оперативки", для которого на материнской плате есть подходящий слот.

Исторически первой была память SIMM на 30 контактов, её ставили на компьютеры с процессорами от 286 до 486, сейчас такая память вряд ли где-то используется. Линейный размер модуля памяти равен 89,03 мм, а выглядел он так:

В IBM-совместимых компьютерах также использовалась SIMM на 72 контакта с линейным размером модуля 108,2 мм. Существовало 2 типа таких модулей - FPM (Fast Page Mode) и EDO (Extended Data Out).

Память FPM ставилась на материнские платы компьютеров с 486 процессором и на первые Pentium"ы (примерно до 1995 года выпуска). После этого перешли на EDO . В отличие от FPM, EDO начинает выборку следующего блока памяти в то же время, когда отправляет предыдущий блок центральному процессору.


Конструктивно модули одинаковы, отличить их между собой можно только по маркировке. Персоналки, поддерживавшие EDO, обычно могли работать и с FPM, а вот обратной совместимости не было.


Примерно с 1996 года большинство производителей стали поддерживать тип памяти SDRAM , получивший название DIMM (Dual In-line Memory Module). Основное отличие DIMM - контакты, расположенные на разных сторонах модуля, независимы, а на SIMM они были замкнуты между собой и передавали одни и те же сигналы. В первых DIMM было 72 контакта, а в современных модулях DDR4, формально относящихся к этому же типу, аж 288 контактов.

Линейный размер модуля DIMM равен 133,8 мм. Стандартный 5.25-дюймовый слот памяти DIMM, кстати, имеет размер 133,35 мм.

Память DIMM была очень широко распространена примерно до 2001 года, её использовали большинство компьютеров Pentium и Celeron. После этого настало время DDR и память практически перестали называть "сим" или "дим".


RIMM - это отдельный стандарт оперативной памяти, появившийся в 1999 году. Архитектура памяти RIMM существенно отличается от DIMM/DDR, в персональных компьютерах память RIMM практически не применялась, а вот в игровых приставках Sony Playstation 2 и Nintendo 64 - да. Существуют 184-, 168- и 242-контактные RIMM.


DDR (Double Data Rate) стал следующим поколением SDRAM, впервые такие модули появились на рынке в 2001 году. Основное отличие между DDR и классическими SDRAM - для ускорения работы вместо удвоения тактовой частоты модули DDR передают данные дважды за один такт.


DDR2 - это более новый вариант DDR, теоретически в 2 раза более быстрый. Такая память появилась в 2003 году, а в 2004 стала уже весьма распространённой. Основное отличие DDR2 от DDR - способность работать на большей тактовой частоте, благодаря усовершенствованиям в конструкции. По внешнему виду DDR2 отличается от DDR количеством контактов, 240 против 184 у первого DDR. Линейный размер модуля не изменился.

Тут в очередной раз у меня спросили, как по внешнему виду можно определить тип оперативной памяти. Т.к. такой вопрос всплывает периодически, я решил, что лучше один раз показать, чем сто раз объяснять на пальцах, и написать иллюстрированный мини-обзорчик типов оперативной памяти для PC.

Не всем это интересно, по-этому прячу под кат. Читать

Самые распространённые типы оперативной памяти которые применялись и применяются в персональных компьютерах в обиходе называются SIMM, DIMM, DDR, DDR2, DDR3. SIMM и DIMM вы вряд ли уже встретите, а вот DDR, DDR2 или DDR3 сейчас установлены в большинстве персональных компьютеров. Итак, по порядку

SIMM

SIMM на 30 контактов. Применялись в персональных компьтерах с процессорами от 286 до 486. Сейчас уже является раритетом.SIMM на 72 контакта. Память такого типа была двух видов FPM (Fast Page Mode) и EDO (Extended Data Out).

Тип FPM использовался на компьютерах с процессорами 486 и в первых Pentium до 1995 года. Потом появился EDO. В отличие от своих предшественников, EDO начинает выборку следующего блока памяти в то же время, когда отправляет предыдущий блок центральному процессору.

Конструктивно они одинаковы, отличить можно только по маркировке. Персоналки, поддерживавшие EDO, могли работать и с FPM, а вот наоборот — далеко не всегда.

DIMM

Так называли тип памяти SDRAM (Synchronous DRAM). Начиная с 1996 года большинство чипсетов Intel стали поддерживать этот вид модулей памяти, сделав его очень популярным вплоть до 2001 года. Большинство компьютеров с процессорами Pentium и Celeron использовали именно этот вид памяти.

DDR

DDR (Double Data Rate) стал развитием SDRAM. Этот вид модулей памяти впервые появился на рынке в 2001 году. Основное отличие между DDR и SDRAM заключается в том, что вместо удвоения тактовой частоты для ускорения работы, эти модули передают данные дважды за один такт.

DDR2

DDR2 (Double Data Rate 2) — более новый вариант DDR, который теоретически должен быть в два раза более быстрым. Впервые память DDR2 появилась в 2003 году, а чипсеты, поддерживающие ее — в середине 2004. Основное отличие DDR2 от DDR — способность работать на значительно большей тактовой частоте, благодаря усовершенствованиям в конструкции. По внешнему виду отличается от DDR числом контактов: оно увеличилось со 184 (у DDR) до 240 (у DDR2).

DDR3

Как и модули памяти DDR2, они выпускаются в виде 240-контактной печатной платы (по 120 контактов с каждой стороны модуля), однако не являются электрически совместимыми с последними, и по этой причине имеют иное расположение «ключа».

Ну и наконец, есть еще один вид оперативной памяти — RIMM (Rambus). Появился на рынке в 1999 году. Он основан на традиционной DRAM, но с кардинально измененной архитектурой. В персональных компьютерах этот тип оперативки не прижился и применялся очень редко. Такие модули применялись еще в игровых приставках Sony Playstation 2 и Nintendo 64.

SIMM на 30 контактов.

Память DDR2 имеет некоторые конструктивные отличия от модулей DDR, в частности количество контактов увеличено со 184 до 240 (контакты расположены ближе друг к другу), а также сместился «ключ», предотвращающий силовую установку в разъем модуля памяти другого типа.

Напряжения питания в DDR2 1.8 В в отличие от модулей DDR - 2.5 В, вследствие чего память обладает меньшим энергопотреблением и тепловыделением соответственно.

Основным архитектурным отличием памяти DDR2 является возможность передачи четырех блоков данных за такт вместо двух, как это было в случае DDR.

DDR2 базируется на хорошо себя зарекомендовавшей технологии удвоения передачи данных (Double Data Rate).
Она предусматривает передачу сигнала по обоим фронтам тактового импульса (по нарастающему и ниспадающему).
В результате реальные тактовые частоты 200 МГц и 266 МГц соответствуют эффективным тактовым частотам DDR2-400 и DDR2-533.

Среди новых технических особенностей DDR2 можно отметить новую систему терминации сигнала прямо на чипах памяти (ODT, On Die Termination), уменьшенный размер страниц (требует меньше энергии для активации) и фиксированные длины пакетной передачи (burst length) по четыре или восемь тактов.

В последнем случае спецификация DDR2 подразумевает новый пакетный режим передачи, названный «последовательность полубайтов» (Sequential Nibble), в котором каждый байт разделяется на два 4-битных полубайта.
В результате становятся возможны пакетные передачи по восемь тактов в режиме чередования, поскольку каждый новый столбец матрицы памяти может использоваться вместе с новой 4-битной предварительной выборкой.

На иллюстрациях показаны задержки во время процесса чтения.
Однако задержки при записи тоже претерпели изменения: если обычная память DDR может записывать данные сразу же через такт после команды записи, в случае DDR2 это невозможно по причине более высоких тактовых частот.
Поэтому задержка записи высчитывается по задержке чтения путём вычитания одного такта.

Особенно это актуально при асинхронной работе (типичный случай, когда память DDR2-533 используется на платформе с частотой системной шины 800 МГц) в одноканальном режиме.
В этой ситуации увеличенная на 33% теоретическая пропускная способность памяти DDR2-533 по сравнению с DDR400 зачастую не дает заметного прироста производительности.

В общем и целом на такие нестыковки можно было бы не обращать внимание, тем более что в случае использования синхронного режима (системная шина 1066 МГц) применение этого типа памяти реабилитирует себя.

Использование отсроченного CAS (Posted CAS) позволяет выдавать команду CAS напрямую после сигнала RAS без каких-либо коллизий.
Это упрощает дизайн контроллера, и повышает скорость работы с памятью.

Дальнейшие отличия между DDR и DDR2 касаются деталей: вместо упаковки TSO (Thin Small Outline) разрешается использовать только упаковку FBGA (Fine-Line Ball Grid Array).
Помимо сокращения цепей и снижения сигнального шума, FBGA является более компактной, позволяя создавать память с высокой плотностью.

От DDR2-533 в двухканальном режиме мы получим скорость 8.533 Мбайт/с (8,33 Гбайт/с) - звучит неплохо.
Однако существует два важных фактора, снижающих дополнительный потенциал по производительности.

Во-первых, возросли задержки обращения до уровня CL 4 и 4-4-12, и они могут ещё увеличиться.

Во-вторых, частота 533 МГц (DDR) означает асинхронную работу с 800 МГц FSB процессора P4 (QDR) в отношении 2:3 - раньше это часто не всегда было оправданно.

ОЗУ представляет собой специальную микросхему, используемую для хранения данных всевозможного вида. Существует множество разновидностей данных устройств, они выпускается разнообразными компаниями . Лучшие производители чаще всего имеют японское происхождение.

Что это такое и для чего она нужна?

ОЗУ (так называемая РАМ-память) – разновидность энергозависимой микросхемы, используемой для хранения всевозможной информации. Чаще всего в ней находится:

  • машинный код исполняемых в данный момент программ (или находящихся в режиме ожидания);
  • входные и выходные данные.

Обмен данными между центральным процессором и ОЗУ осуществляется двумя способами:

  • при помощи ультрабыстрой регистра АЛУ;
  • через специальный кэш (если имеется в конструкции);
  • непосредственно (напрямую через шину данных).

Рассматриваемые девайсы представляют собой схемы, построенные на полупроводниках. Вся информация, хранимая во всевозможных электронных компонентах, остается доступной только при наличии электрического тока . Как только напряжение отключается полностью, либо происходит кратковременный обрыв питания, то всё, что содержалось внутри ОЗУ, стирается, либо разрушается. Альтернативой является устройства типа ROM.

Виды и объем памяти

Плата на сегодняшний день может иметь объем в несколько десятков гигабайт. Современные технические средства позволяют использовать её максимально быстро. Большинство операционных систем оснащаются возможностью взаимодействовать с такими устройствами. Имеется пропорциональная зависимость между объемом ОЗУ и стоимостью. Чем больше её размер, тем более она дорогая. И наоборот.

Также рассматриваемые устройства могут иметь разную частоту. Данный параметр определяет, как быстро осуществляется взаимодействие между ОЗУ и иными устройствами ПК (ЦП, шиной данных и видеокартой). Чем выше скорость работы, тем больше операций выполнит ПК за единицу времени.

Величина данной характеристики также непосредственно влияет на стоимость рассматриваемого устройства. Современная самая быстрая модификация может «запомнить» 128 Гб. Выпускается она компанией под названием Hynix и имеет следующие рабочие характеристики:

Тогда оперативная память внешний вид могла иметь абсолютно непредсказуемый. Чаще это были магнитные барабаны или валы.

С выходом второго поколения ЭВМ нужно было думать и над эффективным ОЗУ. Как раз тогда и появились магнитные сердечники с памятью. Третье поколение сделало скачок вперед и стало применять микросхемы, на которых были электронные узлы компьютера. Тогда уже начали появляться виды оперативной памяти. Динамическая сохранялась благодаря заряду конденсатора, а статическая - с помощью триггеров.

Современное положение вещей

Тем временем Nvidia, дабы не заставлять геймеров ждать выхода Game Ready драйвера, оптимизированного специально для нового шутера от MachineGames, выпустила небольшую «заплатку» в виде GeForce 388.10 Hotfix.
Ключевой задачей нового релиза стало обеспечение стабильной работы Wolfenstein: The New Colossus на видеокартах поколения Kepler.
Выход полноценного Game Ready драйвера намечен на следующую неделю.

Новый зловред для хищения денег из банкоматов

«Лаборатория Касперского» обнаружила новую вредоносную программу , позволяющую злоумышленникам красть деньги из банкоматов.

Сообщается, что зловред носит имя Cutlet Maker.
Для осуществления атаки на банкомат преступнику необходимо получить доступ к его USB-порту.
После этого нужно последовательно использовать ряд программных инструментов.

В состав Cutlet Maker входит специальный модуль Stimulator, который отображает количество и номинал банкнот в кассетах банкомата.
Это позволяет злоумышленнику изначально выбрать ячейку, содержащую самую большую сумму денег, а не действовать «вслепую», перебирая кассеты одну за другой.
Таким образом, сокращается время на проведение атаки, а следовательно, снижаются шансы на поимку преступников на месте ограбления.

Ситуация ухудшается ещё и тем, что зловред Cutlet Maker предлагается любому желающему на подпольном интернет-рынке.
Вредоносная программа стоит $5000, причём набор включает пошаговую инструкцию.
Таким образом, совершить преступление сможет даже самый неопытный злоумышленник.

Пока не ясно, кто именно стоит за разработкой Cutlet Maker.
Но анализ показывает, что для создателей вредоносной программы английский язык не является родным.

Apple может блокировать смартфоны с неоригинальным дисплеем

С выходом iOS 11.0.3 у компании Apple появилась возможность блокировать смартфоны и планшеты с установленным неоригинальным дисплеем.

Следовательно, теперь «яблочный» производитель может удаленно управлять девайсами и отслеживать, какие в них используются компоненты.

Apple прокомментировала обновление:

«Решена проблема неработающего сенсорного ввода на iPhone 6S, из-за которой экраны некоторых устройств не реагировали на прикосновения, получив контрафактные комплектующие.
Замена неисправных дисплеев на неоригинальные может стать причиной ухудшения качества изображения и неполадок в работе.
Ремонт, сертифицированный Apple, выполняется экспертами, которые используют оригинальные детали.»

Ранее от владельцев iPhone 6S поступали жалобы на брак дисплея.
Некоторые пользователи отремонтировали свои гаджеты не в сертифицированных сервисных центрах.
В какой-то момент у них перестал работать сенсорный ввод.
Затем Apple выпустила обновление, удалённо устранив проблему.
Также производитель настоятельно рекомендовал ремонтировать iPhone только в авторизированных сервисных центрах.

Таким образом, в какой-то момент миллионы iPhone, iPad и прочих продуктов Apple способны перестать работать, если они были отремонтированы сторонними специалистами.

В Chrome для Windows появился антивирус

Компания Google выпустила новую версию десктопного браузера Chrome для Windows.
Обновление приносит встроенные возможности для борьбы с вредоносным кодом.

Так, теперь Chrome определяет были ли изменены настройки браузера без ведома пользователя и предлагает в случае изменения вернуть настройки к прежнему виду.

Также в браузере появился своего рода встроенный антивирус.
Он будет предлагать удалить любую подозрительную или вредоносную программу с ПК, в том числе при незаметной инсталляции.
Для определения вредоносное используется движок компании ESET.

Введение.
На рынке довольно сильное распространение получила память DDR3, которая до сих пор зачастую в два, а то и в три раза дороже аналогичной по объёму памяти DDR2.
На рынке также представлены множество материнских плат с поддержкой как DDR2, так и DDR3 памяти. Существуют материнские платы, которые даже умудрились объединить поддержку попеременно двух разных типов памяти.
Всё чаще от пользователей получаю вопросы о том, что лучше взять DDR2 или DDR3 память. Данной статьёй я попытаюсь дать вам пищи для размышлений по данному поводу.
Тестовая конфигурация.
1. Gigabyte GA-EP35C-DS3R
2. CPU: Intel Core-2 Duo E8400
3. Gainward 8800 GT 512Mb Blitz
4. 2x1GbSamsung PC6400 DDR800
5. 2x1GB Kingston HyperX PC3-11000
6. 2xHD WD 250AAJS в Raid 0 массиве.
7. Корпус ASUS
8. БП FSP 450W
9. Монитор ASUS 222U Ключевые особенности материнской платы:
-Поддерживаемые процессоры Intel® Core™2 Extreme Quad-Core / Core™2 Duo / Intel® Pentium® Extreme / Intel® Pentium® D
-Частота системной шины 1333 / 1066 / 800 МГц
-Чипсет Intel® P35 и Intel® ICH9R
-Контроллер Gigabit Ethernet
-8-канальный ALC889A Audio

Поддерживаемая оперативная память:
Двухканальная архитектура памяти
DDR3:2 x 1.5V DDR3 DIMM слота с поддержкой до 4 Гб памяти
Поддержка памяти DDR3 1333*/1066/800 МГц
4 x 1.8V DDR2 DIMM слота с поддержкой до 8 Гб памяти
Поддержка памяти DDR2 1066*/800/667 МГц Частоты тестируемой памяти:
1. 2x1GbSamsung PC6400 DDR800

800MHz
4-4-4-8
2.0V

1066MHz
5-5-5-15
2.1V

2. 2x1GB Kingston HyperX PC3-11000
- 1066MHz
6-5-5-15
1.7V

1333MHz
7-7-7-20
1.7V Тесты, в которых участвовала система:
1. Everest Read.
2. Super Pi.
3. STALKER.

Результаты тестирования.
1. Everest Read.

Как видим, на одной и той же частоте получаются примерно одинаковые результаты.

2. Super Pi.

В реальных тестах производительности, разницы либо нет, либо небольшое преимущество DDR2 памяти.

3. STALKER.

По тестам в данной игре чётко видно, что производительность в ней больше зависит не от частоты памяти, а от её таймингов. Выводы:
1. Стоит ли переплачивать или нет за DDR3, память решать вам.
2. Но запомните процессор, это не видеокарта и резкого прироста производительности от использования более быстрой памяти DDR3 не следует. Статью подготовил FireAiD специально для Mega Obzor .