Кто меняет почтовые ящики в подъезде. Кто отвечает за ремонт и замену почтовых ящиков? Если ящик без замка: покупаем замену

Батареи и почтовые ящики - общее имущество?

Четкого перечня общего имущества многоквартирного дома в нормативно-правовых актах не установлено. Приведен лишь примерный список. Поэтому не исключены споры по поводу включения в состав общего имущества отдельных объектов. Наше внимание привлекли обогревающие элементы системы отопления (попросту говоря, радиаторы), а также почтовые ящики.

Зачем делить имущество на общее и частное?

Интерес управляющей организации и собственника квартиры в решении этого вопроса очевиден - ремонт (замена) спорных объектов может быть дорогим, поэтому нужно четко знать, в чьи обязанности он входит. Это позволит определить:

Несет ли управляющая организация (ТСЖ) ответственность за ненадлежащее состояние спорных объектов (для целей назначения административного наказания по ст. 7.22 КоАП РФ );

Кто должен платить за их ремонт (собственник помещения самостоятельно или управляющая организация за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения, внесенной всеми жильцами).

Радиатор отопления

Больше всего споров ведется по вопросу отнесения радиаторов отопления к общему имуществу в многоквартирном доме. Управляющая организация и собственник квартиры стремятся переложить друг на друга расходы по их ремонту (замене).

Итак, с одной стороны, п. 1 ст. 36 ЖК РФ гласит: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения . Аналогичным образом согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ в состав общего имущества входит механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (такая же норма приведена и в пп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества ). С другой стороны, в п. 6 названных правил указано: в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов , регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях . Иначе говоря, несмотря на то что обогревающий элемент (радиатор) обогревает только одно помещение, он отнесен к общему имуществу.

Эта коллизия неизбежно вызывает споры. В частности, исходя из п. 6 Правил содержания общего имущества Минрегион, уполномоченный давать разъяснения по вопросам применения данного документа, сообщил, что обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома (Письмо от 04.09.2007 № 16273‑СК/07 ). Разделяют мнение чиновников и некоторые арбитры. Так, в Постановлении от 24.05.2007 № Ф09-3841/07‑С1 ФАС УО подтвердил правомерность привлечения управляющей организации к ответственности за то, что радиатор отопления в жилой комнате и полотенцесушитель в ванной комнате одной из квартир многоквартирного дома не обогревали. Арбитры согласились с жилищной инспекцией: так как радиатор, стояк отопления и полотенцесушитель являются общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в квартиру, но и во все жилые помещения, сквозь которые проходят данные стояки, то обязанность по их обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту несет общество.

Есть приверженцы и противоположного мнения: в Постановлении от 16.10.2008 № А26-2110/2008 арбитры ФАС СЗО признали незаконным привлечение управляющей организации к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за невыполнение своевременного ремонта радиаторов отопления в квартире. Поскольку радиаторы обслуживают только одну квартиру, они не относятся к общему имуществу. Такой же вывод при аналогичных обстоятельствах прозвучал и в Постановлении ФАС СЗО от 12.05.2009 № А05-12711/2008 .

Заметим, согласно пп. «а» п. 1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяют собственники помещений в многоквартирном доме. В силу пп. 1 п. 3 ст. 162 ЖК РФ существенным условием договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление. Поэтому собственники по согласованию с управляющей организацией вправе установить в приложении к договору перечень объектов общего имущества, ответственность за надлежащее состояние которых возлагается на управляющую организацию. Именно так поступила управляющая организация, спор которой с Роспотребнадзором рассмотрел ФАС ЦО в Постановлении от 06.05.2009 № А08-5811/2008-27 . К договору управления она составила акт разграничения ответственности за внутриквартирное оборудование, в котором предусмотрела, что ответственность за отопительные приборы, находящиеся в квартире и обслуживающие одну квартиру, возложена на собственника квартиры, а за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, - на управляющую организацию. Арбитры отказали Роспотребнадзору в привлечении компании к ответственности по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ , признав правомерность подобного разграничения ответственности.

Таким образом, ввиду отсутствия четкого правового регулирования и однозначной судебной практики состав общего имущества (в частности, включение в него батарей центрального отопления) нужно определить на общем собрании собственников помещений и в случае выбора управляющей организации отразить перечень общего имущества в договоре управления многоквартирным домом.

Почтовые ящики

Вопросы того же рода возникают и в отношении почтовых ящиков. С одной стороны, собственник квартиры получает корреспонденцию только через один (свой) почтовый ящик, на котором указан номер его квартиры. С другой стороны, все почтовые ящики одинаковые, установлены застройщиком и находятся в подъезде дома (а не внутри квартиры). Единой позиции по этому вопросу среди управляющих организаций нет: одни требуют от собственников внести дополнительные средства за замену поврежденных или украденных почтовых ящиков, другие выполняют работы по ремонту ящиков за счет собственных средств (в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения).

Между тем согласно ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176‑ФЗ «О почтовой связи» абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку таких шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

При этом из ст. 2 указанного закона следует, что абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В то время как абонентский почтовый ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Иными словами, в шкафу есть несколько ячеек для получения отправлений несколькими адресатами, а ящик обслуживает только одного адресата.

Упоминание о том, что абонентские почтовые шкафы включаются в состав общего имущества многоквартирного дома, можно найти в Приказе Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома» . А в Распоряжении ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 № 05-14-316/6 «Об утверждении Порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм» указано, что почтовые ящики являются материальными ценностями, относящимися к общему имуществу.

По мнению автора, абонентские почтовые шкафы, обслуживающие несколько квартир, следует включать в состав общего имущества. По поводу почтового ящика, используемого одним собственником (тем более если такой ящик висит на двери его квартиры), возможны споры. Поэтому целесообразно оговорить состав общего имущества при заключении договора управления.

Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Дверцы и замки на наших почтовых ящиках еле держатся. Из них постоянно вытаскивают и издания, на которые подписываюсь, и квиточки на квартплату. Можно ли заменить почтовые ящики или отремонтировать те, которые есть?

Обслуживание, ремонт и заме­на абонентских почтовых шка­фов (это секции, объединяющие в себе несколько ящиков) осущест­вляются за счет средств собствен­ников квартир.

§ Ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О по­чтовой связи»

То есть платить должны сами жильцы. Но в этой оплате есть не­которые нюансы.

Обычно замена почтовых ящиков рассматривается как капитальный ремонт общего имущества.

Для установки необходимо про­вести общее собрание собствен­ников. Решение принимается, если за него отдано не менее 2/3 от обще­го числа голосов. Оно оформляется протоколом. Далее протокол пере­дается в управляющую организа­цию, которая должна выполнить все необходимые работы. Приобрете­ние и установка почтовых ящиков бу­дут осуществляться за счет средств, которые собственникам придется собрать дополнительно (сверх еже­месячных платежек). Или можно ис­пользовать деньги, собранные на капитальный ремонт.

Среди управляющих организаций нет единой позиции: одни требуют от собственников дополнительных средств на ремонт поврежденных ящиков и замков, другие выполняют эти работы за счет уже собранных на содержание общего имущества денег.

Первым делом посмотрите до­говор управления домом. Если ремонт почтовых шкафов пропи­сан в перечне услуг по текущему ремонту, а управляющая компания требует дополнительные сред­ства — смело жалуйтесь в суд или Государственную жилищную ин­спекцию. Или можно подать жа­лобу в местную администрацию. Закон прямо накладывает на нее контроль за управляющими орга­низациями.

§ Ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О поч­товой связи»

Если же в договоре про шкафы ни­чего не сказано — ситуация несколь­ко сложнее. Часто управляющие компании заявляют: «Раз почтовые шкафы не прописаны в договоре как общее имущество дома и их ремонт в услугах не значатся, то мы их ре­монтировать не обязаны». К сожале­нию, бывает, и суды поддерживают такую позицию.

Но по всей стране много случа­ев, когда по заявлениям жильцов за дело берутся Государственные жил- инспекции. Они выносят компаниям предписания о ремонте шкафов и замков. А если управляющие идут на принцип, Госжилинспекции подают на них в суд. И успешная судебная практика в этом вопросе все-таки есть!

Суды неоднократно устанавлива­ли, что текущие работы (в том числе ремонт почтовых шкафов) должны осуществляться управляющими ком­паниями независимо оттого, упоми­наются они в договоре или нет. При этом суды указывают, что деньги на такие работы дополнительно не взимаются, а берутся из средств, которые собственники ежемесячно перечисляют на содержание общего имущества.

Вопрос :

Будут ли являться почтовые ящики общедомовым имуществом?

Если данный вид работ (обслуживание, замена, ремонт) этих почтовых ящиков отсутствует в договоре управления.

Если эти виды работ отсутствуют в минимальном перечне (Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 по содержанию общего имущества).

Если отсутствуют в статьях затрат в тарифе на обслуживание по содержанию общего имущества.

Ответ :

Абонентские почтовые шкафы включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона. Их надлежащее содержание организацией, управляющей многоквартирным домом, должно осуществляться вне зависимости от того, указаны ли данные работы в договоре управления.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

При этом в силу подп. «б» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, состав общего имущества может определяться органами государственной власти в целях контроля за содержанием общего имущества.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее -Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ), абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов.

Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов.

Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

При этом под абонентскими почтовыми шкафами понимаются специальные шкафы с запирающимися ячейками, устанавливаемые в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенные для получения адресатами почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ).

Следовательно, абонентские почтовые шкафы включены в состав общего имущества собственников помещений на основании нормы закона.

Относительно отсутствия в договоре управления многоквартирным домом условий об обслуживании, замене и ремонте абонентских почтовых шкафов необходимо пояснить следующее.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 г. N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Как показывает судебная практика, в частности, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2014 г. по делу N А36-2067/2013, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 г. N А54-5306/2013, данная позиция применяется, в том числе, и в случае рассмотрения дел об обжаловании управляющими организациями постановлений о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее содержание абонентских почтовых шкафов в многоквартирных домах.

ВОПРОС:
Добрый день!
Хотелось бы узнать правомерность действий УК. Дело в том,что в нашем подъезде меняли почтовые ящики,ящики некоторых квартир отсутствуют,в УК сказали,что это по причине задолженности этих жильцов. Какая связь почты и долга за коммунальные услуги???
Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного* ущерба, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
(*В соответствии с примечанием 2 к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину в результате уничтожения или повреждения чужого имущества определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей)

Дела по данной статье уполномочены рассматривать судьи (статья 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут быть составлены также должностные лица органов внутренних дел (милиции) (статья 28.3. КоАП РФ)

Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


* * *
Добавлено 19.06.2014 г.:
Из письма районной Прокуратуры г. Кемерово от 14.07.2013 г. №55ж-2011 по вопросу о почтовых ящиках и о незаконности позиции Госжилинспекции Кемеровской области с последующей ссылкой на :
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм, общедомовые почтовые ящики являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома в силу закона, так как находятся в подъездах, размещены в местах общего пользования, соединены между собой и предназначены для обслуживания нескольких жилых помещений.

Позиция Государственной жилищной инспекции Кемеровской области о том, что если данное имущество не включено собственниками в состав общего имущества оно не должно обслуживаться управляющей компанией, противоречит закону.
<...>

Текст письма имеется только в таком разрешении, но прочитать можно:

/ Жилищное право

За чей счет меняют почтовые ящики?

За чей счет должны менять почтовые ящики? И что делать, если из 36 квартир согласны на замену только 19?

Почтовые ящики обычно объединены в секции по нескольку штук абонентские почтовые шкафы. Меняют их за счет собственников квартир по решению общего собрания.

  • § Ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 г. №176ФЗ «О почтовой связи»

Так что первым делом необходимо провести такое собрание. Решение о замене ящиков принимается, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа голосов всех собственников.

  • § Ст. 46 Жилищного кодекса РФ

Но если на замену ящиков согласны 19 квартир, это не означает, что набрано 19 голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в общем имуществе.

  • § П. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ

То есть чем больше площадь квартиры, тем больше голосов у собственника. Так что, прежде всего, нужно искать поддержку у собственников трех, четырехкомнатных квартир.
Решение общего собрания оформляется протоколом. Далее протокол передается в управляющую организацию, которая должна выполнить все необходимые работы. Покупка и установка шкафов будут проводиться за счет средств, которые собственникам придется собрать дополнительно (сверх ежемесячных платежек). Или можно использовать деньги, собранные ранее на капитальный ремонт дома.

Если же не получится на общем собрании набрать 2/3 голосов, постарайтесь найти компромисс со всеми жильцами. Может быть, стоит заменить только один почтовый шкаф (то есть 1 секцию ящиков), а оставшиеся старые ящики распределить между жильцами, которые не хотят вешать новые?