Приказ на программное обеспечение в организации. Организация приобрела лицензию на право использования скзи "криптопро" с неограниченным сроком действия. как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы? Работы по процедуре постановки на учет физиче

3.1. В целях автоматизации производственной, управленческой, вспомогательной деятельности в Организации разрешено применение ограниченного перечня коммерческого ПО (согласно Реестру) и бесплатного ПО (необходимого для выполнения производственных задач и указанного в Паспорте ПК).

3.2. В состав каждого АРМ входит набор ПО для выполнения определенного вида деятельности. Первоначальная комплектация АРМ определяется Руководителем структурного подразделения совместно с Руководителем отдела ИТ. ПО, не входящее в состав АРМ, не может быть установлено и использовано работниками Организации без процедуры согласования.

3.3. Описание конфигурации ПК и перечень установленного ПО фиксируется в Паспорте ПК, подписывается администратором ИС, Руководителем структурного подразделения, Руководителем отдела ИТ и пользователем ИС. Тем самым подтверждается согласие сторон:

3.3.1. С указанной в Паспорте ПК комплектацией оборудования АРМ и перечнем установленного ПО;

3.3.2. С фактом передачи от Организации к работнику (Пользователю ИС) ответственности за использование любого нелицензионного ПО, самовольное изменение конфигурации АРМ и несанкционированную установку любого ПО на вверенном данному Пользователю АРМ.

3.4. Все операции по установке, сопровождению и поддержке, удалению ПО АРМ выполняются непосредственно (при участии) администраторами ИС.

3.5. Порядок эксплуатации программного обеспечения в Организации состоит из следующих этапов:

3.5.1. Определение потребности в ПО

Запрос на установку дополнительного ПО может быть инициирован: А) Руководителем структурного подразделения, Б) администратором ИС.

А) Запрос Руководителя структурного подразделения на установку ПО производится в случаях:

    необходимости организации АРМ для нового работника;

    необходимости выполнения работниками новых (дополнительных) обязанностей, для которых требуется дополнительное ПО или полная замена АРМ;

    появления качественно нового (альтернативного) ПО, взамен используемого в составе АРМ.

    Руководитель структурного подразделения готовит запрос на установку ПО в утвержденной форме на имя Руководителя отдела ИТ.

    При наличии в Организации запрошенного ПО, специалист отдела ИТ выполняет работы по его установке, за АРМ пользователя закрепляется лицензия.

    При отсутствии в Организации вакантных лицензий на коммерческое ПО (из перечня в Реестре), Руководитель структурного подразделения готовит заявку на приобретение ПО в установленном порядке.

В случае необходимости закупки коммерческого ПО вне списка Реестра:

    Руководитель отдела ИТ определяет возможность использования данного коммерческого ПО в ИС Организации;

    Руководитель структурного подразделения готовит заявку на приобретение коммерческого ПО;

    после приобретения Руководитель отдела ИТ вносит сведения о новом коммерческом ПО в журнал регистрации дополнений к Реестру. По итогам года сведения из журнала переносятся в Реестр для утверждения на следующий период.

Б) Запрос администратора ИС на установку ПО производится в случаях:

    устранения уязвимостей систем обеспечения информационной безопасности Организации;

    плановой замены используемого пользователями ПО;

    внедрения новых информационных технологий.

Порядок согласования установки ПО:

    Руководитель отдела ИТ определяет наличие вакантных лицензий и осуществляет выделение (закрепление за АРМ или сервером) необходимых лицензий, обеспечивает выполнение работ по установке необходимого ПО.

    При необходимости закупки дополнительного ПО, Руководитель отдела ИТ определяет возможность его использования в ИС Организации, готовит заявку на приобретение.

3.5.2. Приобретение ПО

3.5.2.1. Приобретение ПО осуществляется согласно действующим в Организации правилам закупок.

3.5.2.2. В работе конкурсной комиссии в качестве эксперта принимает участие руководитель отдела ИТ.

3.5.2.3. Приобретенное ПО принимается к учету в бухгалтерии, передается для ввода в эксплуатацию в отдел ИТ.

3.5.3. Установка (внедрение) ПО

3.5.3.1. Руководитель отдела ИТ обеспечивает оперативный учет лицензий вводящегося в эксплуатацию ПО, организует работы по установке ПО на ПК пользователей ИС.

3.5.3.2. Администратор ИС формирует в электронной учетной системе Паспорт ПК, готовит 2 экземпляра Паспорта ПК в бумажной форме, подписывает сам и передает на подпись Руководителю структурного подразделения, Руководителю отдела ИТ и Пользователю ИС. Один экземпляр Паспорта остается у Руководителя структурного подразделения, другой сохраняется в архиве документов отдела ИТ.

3.5.3.3. Если осуществляется установка (внедрение) коммерческого ПО:

3.5.3.3.1. Руководитель отдела ИТ готовит справку о сроке полезного использования коммерческого ПО для бухгалтерии, акт ввода в эксплуатацию (по необходимости);

3.5.3.3.2. Аппаратные ключи (в том числе ключевые носители), сертификаты подлинности (наклейки на корпус системного блока АРМ) передаются пользователю ИС в составе АРМ.

3.5.4. Поддержка и сопровождение ПО

3.5.4.1. Поддержка и сопровождение ПО выполняется техническими специалистами - администраторами ИС или программистами.

3.5.4.2. Поддержка и сопровождение ПО заключается в выполнении следующих видов работ:

    настройка и адаптация установленного ПО;

    установка обновлений ПО;

    регламентированное создание резервных копий (архивирование) ПО и пользовательских данных (электронных документов, баз данных);

    устранение неисправностей, связанных с использованием установленного ПО;

    консультирование пользователей ИС.

3.5.4.3. Работа по сопровождению ПО может быть инициирована пользователем ИС (Руководителем структурного подразделения) либо непосредственно администратором ИС, программистом.

3.5.4.4. Любое изменение перечня установленного ПО, возникшее в ходе выполнения работ, должно быть отражено в Паспорте ПК.

3.5.5. Удаление (вывод из эксплуатации) ПО

3.5.5.1. ПО выводится из эксплуатации в следующих случаях:

    окончание лицензионного срока использования ПО;

    замена используемого ПО на альтернативное;

    прекращение использования ПО вследствие отсутствия надобности, морального старения.

3.5.5.2. Вывод из эксплуатации выполняется техническими специалистами:

3.5.5.2.1. Проводится внеочередной аудит ПО Организации;

3.5.5.2.2. Выполняется удаление выводимого из эксплуатации ПО со всех ПК Организации;

3.5.5.2.3. При необходимости подготавливается и передается в бухгалтерию акт вывода из эксплуатации коммерческого ПО;

3.5.5.2.4. Выполняются необходимые обновления Паспортов ПК;

3.5.5.2.5. При удалении (выводе из эксплуатации) коммерческого ПО в отдел ИТ в целях дальнейшего хранения передаются (при необходимости оформляются акты возврата): аппаратные ключи (ключевые носители), находившиеся у пользователя ИС, оригиналы носителей с дистрибутивом ПО, документация к ПО, лицензионные договора (соглашения), копии договоров поставки, а также документов, подтверждающих факт купли-продажи.

3.6. При эксплуатации программного обеспечения необходимо:

3.6.1. Соблюдать требования настоящего Положения.

3.6.2. Использовать имеющееся в распоряжении ПО исключительно для выполнения своих служебных обязанностей.

3.6.3. Ознакомиться с Паспортом ПК после проведенных работ по установке или удалению нового ПО, в случае согласия с содержащимися в нем данными, поставить собственноручную подпись в двух экземплярах Паспорта ПК.

3.6.4. Обеспечивать сохранность переданных в составе АРМ носителей с ключевой информацией, сертификатов подлинности коммерческого ПО, наклеенных на корпус системного блока АРМ.

3.6.5. Содействовать администратору ИС в выполнении работ по установке, настройке, устранению неисправностей и аудита установленного ПО.

3.6.3. Ставить в известность администраторов ИС о любых фактах нарушения требований настоящего Положения.

3.7. При эксплуатации программного обеспечения запрещено:

3.7.1. Использовать АРМ не по назначению.

3.7.2. Самостоятельно вносить изменения в конструкцию, конфигурацию, размещение АРМ ИС и другого оборудования ИС.

3.7.3. Изменять состав установленного на АРМ ПО (устанавливать новое ПО, изменять состав компонент пакетов ПО и удалять ПО).

3.7.4. Приносить на внешних носителях и несанкционированно запускать на своем или другом АРМ любые системные или прикладные программы, не указанные в Паспорте ПК.

Чаще всего исключительные права для целей бухгалтерского учета учитывают в составе нематериальных активов (НМА). Для этого нужно, чтобы одновременно соблюдались следующие условия (п. 3 ПБУ 14/2007):

  • у организации есть документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект НМА можно отделить от других объектов;
  • объект НМА не имеет материально-вещественной формы;
  • организация не планирует продавать права на компьютерную программу как минимум в течение года;
  • компьютерная программа используется в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих нужд;
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость НМА может быть достоверно определена.

Чтобы программу отнести к НМА в налоговом учете, необходимо выполнение следующих условий (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • организация имеет документы, которые подтверждают ее права на использование объекта НМА;
  • объект может принести экономическую выгоду (доходы);
  • срок использования компьютерной программы превышает 12 месяцев.

Получается, если в бухгалтерском учете объект относится к НМА, то в налоговом учете этот объект также будет признан нематериальным активом.

В бухгалтерском учете компьютерную программу нужно учитывать по первоначальной стоимости. Эта стоимость равна сумме всех затрат на ее приобретение. В п. 8 ПБУ 14/2007 сказано, что первоначальная стоимость НМА увеличивается на сумму расходов, связанных с приобретением актива (установка, доведение до пригодного к использованию состояния и пр.).

Амортизация и срок полезного использования

НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450 , от 09.09.2011 N 03-03-10/86 , от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).

Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

В бухгалтерском учете нет стоимостного критерия для определения амортизируемого имущества. Поэтому начислять амортизацию нужно по всем НМА, у которых известен срок полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). Но организации каждый год должны пересматривать срок использования НМА, подтверждая ранее установленный либо внося изменения по объективным причинам (п. 27 ПБУ 14/2007).

Исключительное право на компьютерную программу не имеет ограниченного срока действия. Поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определяется исходя из периода, в течение которого организация будет ее использовать (п. 26, 27 ПБУ 14/2007). Если срок не известен, то можно установить его равным 5 годам (п. 4 ст.1235 ГК РФ).

Срок полезного использования компьютерной программы нужно зафиксировать в приказе (ч. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Чтобы не возникло расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, целесообразнее установить одинаковый срок полезного использования программы (для НМА стоимостью выше 40 000 рублей).

Проводки при покупке исключительных прав :

Дебет 20 (26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия НМА к учету (п. 31 ПБУ 14/2007).

Если организация списывает программу стоимостью до 40 000 рублей единовременно, то проводки будут следующими:

Дебет 08-5 Кредит 60 — учтены расходы на приобретение компьютерной программы;

Дебет 04 Кредит 08-5 — компьютерная программа введена в эксплуатацию;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 04 — стоимость НМА единовременно учтена в составе материальных расходов (только в налоговом учете);

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 05 — начислена ежемесячная амортизация по компьютерной программе (только в бухгалтерском учете).

Неисключительные права

Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налоговый учет

В налоговом учете лицензиат, применяющий метод начисления, должен распределить стоимость компьютерной программы в течение срока действия договора (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/2/95). Если в договоре срок не указан, то необходимо самостоятельно установить период списания на затраты, исходя из принципа равномерности (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина РФ от 18.03.2014№ 03-03-06/1/11743 и от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8161). Гражданским кодексом предусмотрено, что если срок использования не определен, договор считается заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235). Такого же мнения придерживается Минфин в письмах от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039 , 16.12.2011 № 03-03-06/1/829 .

В вопросе списания неисключительных прав существует и противоположная судебная практика. Например, постановлениями ФАС Московского округа от 18.03.2014 № Ф05-1208/2014, от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10 , от 15.02.2010 № КА-А40/190-10 вынесено решение, что расходы на приобретение права пользования компьютерной программой можно списывать единовременно.

Как это часто бывает, мнение налоговых органов не совпадает с мнением судов. Если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, безопаснее списывать затраты на приобретение программ для ЭВМ равномерно в течение срока использования. Имейте в виду, что суды рассматривают порядок списания расходов, который закреплен в учетной политике организации. Если вы решили списывать затраты на приобретение неисключительных прав единовременно, не забудьте прописать этот пункт в своей учетной политике.

При кассовом методе в расходы включаются фактически оплаченные суммы (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плательщики упрощенного налога (доходы — расходы) могут уменьшать налогооблагаемую базу на сумму затрат по приобретению права на использование компьютерных программ (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 21.03.13 № 03-11-06/2/8830 и от 28.05.12 № 03-11-06/2/70).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете неисключительное право на использование программы учитывается в составе расходов будущих периодов на счете 97 (п. 39 ПБУ 14/2007). Списывать такие расходы нужно на протяжении срока действия договора. Способ списания затрат на приобретение неисключительных прав нужно закрепить в учетной политике. Чтобы не возникло временных разниц, установите единый срок использования программы в бухгалтерском и налоговом учете.

Если срок в договоре не прописан, организация может установить его самостоятельно в соответствующем приказе. Но в данном случае безопаснее руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ст. 1235) и устанавливать срок использования программы на 5 лет.

Так как неисключительное право на программные продукты у правообладателя — объект НМА, лицензиату (получателю) следует вести учет этого объекта на забалансовом счете (п. 39 ПБУ 14/2007). Планом счетов специального счета для этих целей не предусмотрено, поэтому можно открыть специальный забалансовый счет, например 012.

Проводки при покупке неисключительных прав:

Дебет 97 Кредит 60 — приобретено право использования программы (разовый платеж);

Дебет 012 — лицензия (право) на программу учтена на забалансовом счете;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97 — списана часть расходов будущих периодов (ежемесячно).

При продлении лицензии на программу затраты также учитываются равномерно (счет 97).

Важно! Использование пиратских программ наказуемо (ст. 1252 ГК РФ, ст. 146 УК РФ).

Обновление программ, абонентское обслуживание

Затраты на обновление и ежемесячное обслуживание программ относятся к текущим расходам и подлежат списанию в момент оказания услуги (пп. 26 п. 1ст. 264 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.11.2007 № 03-03-06/1/826).

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 — списаны затраты на обновление (обслуживание) программы.

Чаще всего компьютерные программы имеют неисключительные права использования. Учет таких программных продуктов следует вести с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» и списывать равномерно в течение срока действия договора. Не стоит путать обновление программ с их продлением, ведь учитывать эти расходы нужно по-разному.

Если у вас возник вопрос по бухгалтерскому или налоговому учету, наши эксперты всегда готовы помочь в его решении.

Эксперт сервиса Норматив

Рогачева Е.А.

В соответствии с письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля № 07-21, Министерства образования Иркутской области -37-9947/10, в целях координации деятельности по внедрению пакета свободного программного обеспечения (далее – ПСПО) в образовательных учреждениях Шелеховского муниципального района , на основании плана мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить план мероприятий по переходу на свободное программное обеспечение ОУ Шелеховского района.

2. Руководителям общеобразовательных учреждений в срок до 29.10.2010:

а) назначить ответственных за:

Деинсталляцию (удаление) пакета стандартного (базового) программного обеспечения (СБППО);

Деинсталляцию прочего нелицензионного ПО, имеющегося на школьных компьютерах;

Внедрение пакета свободного программного обеспечения;

б) составить графики установки ПСПО в общеобразовательном учреждении по форме (приложение 1). Копию графика представить в МУ «ИМОЦ» ;

в) ознакомить работников образовательного учреждения, пользующихся персональными компьютерами, с нормативными документами, предусматривающими ответственность за использование не лицензионного программного обеспечения;

г) ознакомить работников образовательного учреждения с «Планом мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области».

3. Ответственным за внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях до 25.12.2010 провести все мероприятия по установке ПСПО на 80% компьютеров (возможно как вторая операционная система).

4. Назначить ответственными:

1) специалистов ресурсного центра МУ «ИМОЦ» , - за обеспечение технической поддержки процесса внедрения свободного ПО в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района и осуществление контроля за внедрением и использованием ПСПО в образовательном процессе;

2) , программиста ресурсного центра МУ «ИМОЦ», - за установку свободного программного обеспечения в управлении образования.

5. Руководителю ресурсного центра МУ «ИМОЦ»:

1) ознакомить руководителей общеобразовательных учреждений с ответственностью за использование нелицензионного программного обеспечения (приложение 2);

2) организовать консультирование педагогическим работникам Шелеховского района по вопросам использования ПСПО.

7. Возложить ответственность за аудит наличия нелицензионного программного обеспечения (ПО) и исполнение данного приказа на руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов МУ «ИМОЦ», управления образования.

8. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Начальник управления

С приказом ознакомлены:

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

В дело № 04-02

УТВЕРЖДЁН

приказом начальника

управления образования

План мероприятий по переходу на ПСПО общеобразовательных
учреждений Шелеховского района

Наименование мероприятия

Ответственный

I. Нормативно-правовые мероприятия

Организация установки ПСПО, не менее чем на 80 % компьютеров ОУ, регистрация школ на портале технической поддержки ПСПО http://www. spohelp. ru/region и областном портале http://edu38.ru

Организация и проведение мониторинга внедрения ПСПО в образовательных учреждениях Шелеховского района. Предоставление ежемесячного отчета по установленной форме.

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»,

Ежемесячно

II. Инженерно-технические мероприятия

Общеобразовательные учреждения

необходи-мости, но не реже 1 раза в год

Контроль совместимости компьютерного оборудования с ПСПО

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

При подготовке конкурсных заявок и приобре-тении оборудо-вания

Деинсталляция пакета СБППО на всех компьютерах ОУ и личных компьютерах педагогов ОУ (за исключением программы 1С: ХроноГраф Школа, лицензия на которую действительна до 31 декабря 2019г.)

Общеобразовательные учреждения

Установка свободных аналогов часто используемого программного обеспечения на все компьютеры образовательного учреждения (в том числе работающие под операционной системой Windows)

Общеобразовательные учреждения

По мере необходи-мости

Изучение и тестирование возможностей ПСПО для организации образовательного процесса

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

В течение года

Внесение информации об отсутствии в ПСПО драйверов периферийных устройств в электронную форму на областном портале http ://edu38.ru

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»

По мере необходи-мости

III. Методологические мероприятия

Наполнение раздела, посвященного внедрению ПСПО в образовательных учреждениях, на областном портале http ://edu38.ru

Областной ресурсный центр ОГОУ ДПО «ИПКРО»

Ежемесячно

Методическое сопровождение и консультирование специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО»

Spohelp. ru - портал информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО ОУ РФ;

http://freeschool. altlinux. ru/ - сайт компании Alt Linux;

Linux. irk. ru - Иркутское сообщество пользователей ОС Linux;

Постоянно

Повышение квалификации, обучение специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО», ОГОАУ ДПО «ИРО»

Постоянно

Включение мероприятий по внедрению ПСПО в муниципальные и областные программы развития , конкурсы, фестивали и иные мероприятия.

Министерство образования Иркутской области;

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», образовательные учреждения

Постоянно

Приложение 1

к приказу начальника

управления образования

График установки ПСПО

в МОУ ______________________________________________________

Приложение 2

к приказу начальника

управления образования

Программное обеспечение и лицензия на него

Для определения юридических рисков использования нелицензионного программного обеспечения необходимо прежде всего дать определение программного обеспечения с точки зрения действующего законодательства.

Следует отметить, что российское законодательство не содержит такого понятия, как «программное обеспечение». Приведенное понятие используется в обыденной жизни, а также является термином, под которым специалисты (либо пользователи) понимают компьютерные программы и информацию, предназначенные для решения определенного круга задач и хранящиеся на материальных носителях.

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия «программа для электронно-вычислительной машины» (программа для ЭВМ), под которой понимается «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно - вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения»1.

Г. N ММВ-7-6/440@

О ВВОДЕ В ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ

ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ,

ПОДАННОГО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ, С УВЕДОМЛЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ

ИНТЕРНЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ ПОДАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

В целях реализации возможности постановки на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, приказываю:

1. Внедрить в промышленную эксплуатацию программное обеспечение , реализующее постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов (далее - ПО "Постановка на учет через Интернет").

2. Утвердить Порядок работы по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (пребывания) на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданного им заявления согласно приложению к настоящему Приказу.

3.1. Разместить в Фонде алгоритмов и программ ФНС России ПО "Постановка на учет через Интернет", доработанное в период опытной эксплуатации, и соответствующую техническую документацию к нему, включая инструкции по инсталляции и эксплуатации программного обеспечения, в недельный срок с даты издания Приказа.

3.2. Обеспечить сопровождение ПО "Постановка на учет через Интернет" в процессе промышленной эксплуатации.

4. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных () обеспечить установку программного обеспечения АИС "ФЦОД", реализующего ПО "Постановка на учет через Интернет", в недельный срок с даты издания Приказа.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Довести настоящий Приказ до подведомственных налоговых органов в двухдневный срок с даты издания Приказа.

5.2. Обеспечить в десятидневный срок с даты издания Приказа установку и настройку ПО "Постановка на учет через Интернет" в соответствии с инструкциями по инсталляции, программных комплексов ПК "Система ЭОД" версии 2.4.680.10 и выше.

5.3. Обеспечить использование возможностей ПО "Постановка на учет через Интернет" в практической работе .

6. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (), управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации в недельный срок с даты исполнения, соответственно, пунктов 4 и 5.2 настоящего Приказа представить в Управление информатизации информацию о вводе ПО "Постановка на учет через Интернет" в промышленную эксплуатацию.

7. Управлению информатизации () обеспечить методологическое сопровождение задачи в промышленной эксплуатации и контроль за использованием возможностей ПО "Постановка на учет через Интернет" в текущей работе налоговых органов.

8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М. В.МИШУСТИН

Утвержден

Приказом ФНС России

от " " __________ 2010 г. N

ПОРЯДОК

РАБОТЫ ПО ПРОЦЕДУРЕ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ФИЗИЧЕСКОГО

ЛИЦА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (ПРЕБЫВАНИЯ)

НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ, ПОДАННОГО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ,

С УВЕДОМЛЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

РАССМОТРЕНИЯ ПОДАННОГО ИМ ЗАЯВЛЕНИЯ

Разработанное программное обеспечение предназначено для расширения функциональных возможностей МПИК "ЕГРН" при реализации положений Плана перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг с использованием инфраструктуры общероссийского информационного центра в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Программное обеспечение разработано в целях осуществления процедуры постановки на учет физического лица (далее - ФЛ) в налоговом органе по месту жительства (пребывания - при отсутствии места жительства) (далее - НО) на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданного им заявления.

Подача заявления ФЛ и получение информации о результатах рассмотрения поданного им заявления осуществляется с помощью online-сервиса "Подача заявления физического лица о постановке на учет", ссылка на который размещена на сайте ФНС России.

В качестве технологии, принятой для реализации обмена сведениями в рамках данной задачи, используются web-сервисы.

I. В целях решения указанной выше задачи в программном обеспечении (далее - ПО) реализовано:

На федеральном уровне, по обслуживанию пользователей (ФЛ) в сети Интернет:

проверка корректности заполнения заявления;

сообщение пользователю регистрационного номера, присвоенного принятому заявлению;

предоставление пользователю информации о текущем состоянии работы с заявлением (статусе заявления).

На федеральном уровне, в МИ ФНС России по ЦОД:

определение территориального НО, в который должны быть направлены сведения из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, в целях учета ФЛ;

централизованное хранение в базе данных федерального уровня (ФБД) заявления и информации о ходе работы с заявлением;

передача в территориальный НО сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии), и прием от НО сведений о приеме, обработке и исполнении соответствующих действий по заявлению.

На местном уровне:

прием на местном уровне в территориальном НО сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, и сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии);

формирование в НО результатов приема сведений из заявления о постановке на учет, поданных ФЛ через Интернет, для передачи на федеральный уровень;

ведение Журнала входящих документов, Журнала учета заявок и Журнала приема/передачи;

выполнение учетных действий и (или) выдача Свидетельства о постановке на учет (в соответствии с установленным порядком), при условии личного обращения заявителя в НО в указанный в Журнале учета заявок срок (в графике выполнения заявки);

передача на федеральный уровень результатов обработки сведений из заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, а также результатов исполнения соответствующих действий по заявлению.

1. При поступлении в НО с федерального уровня сведений заявления о постановке на учет, поданного ФЛ через Интернет, а также сведений об учете ФЛ в налоговом органе по месту жительства, содержащихся в ФБД ЕГРН (при их наличии), идентификация ФЛ в НО с принятыми с федерального уровня сведениями о нем осуществляется автоматически при приеме указанных сведений в НО.

Если в сведениях ФБД ЕГРН о ФЛ, принятых в НО, содержится информация о наличии у ФЛ более одного ИНН, налоговый инспектор до обращения ФЛ в НО проводит в установленном порядке действия по признанию только одного из ИНН действительным, а остальных - недействительными.

2. Налоговый инспектор при обращении заявителя в НО и сообщении регистрационного номера, присвоенного принятой заявке, проверяет:

а) правильность заполнения заявления о постановке на учет, поданного через Интернет, согласно предъявленным документам:

документу, удостоверяющему личность (для ребенка до 14 лет - свидетельству о рождении), и документу, подтверждающему регистрацию по месту жительства (пребывания) (если представленный документ, удостоверяющий личность, не содержит сведений о регистрации);

б) наличие документа, подтверждающего оплату, при обращении заявителя за повторной выдачей Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты.

О необходимости предоставления указанных документов заявителю сообщается при подаче заявления через Интернет.

В случае их отсутствия у заявителя он не обслуживается в рамках данной услуги.

3. В случае отсутствия расхождений между сведениями, указанными в Заявлении о постановке на учет, и сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый инспектор распечатывает заявление и передает заявителю для подписи.

При наличии указанных расхождений заявитель не обслуживается в рамках данной услуги.

4. На основании сведений, содержащихся в заявлениях, поданных через Интернет, осуществляются в установленном порядке следующие процедуры:

процедура постановки на учет ФЛ с выдачей Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет (код по СДУФЛ "2153");

формирование Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации в случае, если ФЛ ранее было поставлено на учет в НО, в который поступило заявление, поданное через Интернет, и указанные документы не выдавались или были утрачены.

5. Выполнение учетных действий и (или) выдача Свидетельства о постановке на учет (включая подготовку документов для формирования учетного дела) не может превышать 30 минут. С этой целью в НО должны быть приняты организационные меры, в том числе направленные на обеспечение своевременного проставления подписи соответствующего должностного лица и печати на Свидетельстве.

6. Заявитель, обратившийся в НО для постановки на учет после окончания периода, сообщенного ему при подаче заявления через Интернет, не обслуживается в рамках данной услуги.

В этом случае налоговый инспектор может предложить заявителю заполнить и передать ему новое заявление о постановке на учет, на основании которого будет проведена процедура постановки на учет в установленном порядке (включая осуществление проверки по ФБД ЕГРН о наличии у ФЛ ранее присвоенного ИНН) в сроки согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. При наличии возможности постановка на учет заявителя и выдача ему Свидетельства о постановке на учет могут быть осуществлены в день передачи нового заявления.

7. Анализ результатов работы в НО по обработке заявлений, поданных через Интернет, можно осуществить на основании сформированных "Журнала приема-передачи сведений" и "Журнала учета заявок о постановке на учет", сведения в которые заносятся автоматически.

8. После проведения процедуры постановки на учет ФЛ в НО при наличии в составе сведений, направленных в НО из ФБД ЕГРН, сведений о постановке на учет по прежнему месту жительства (прежним местам жительства), налоговый инспектор осуществляет в установленном порядке действия по направлению соответствующих сведений в налоговый орган по прежнему месту жительства (пребывания). Если прежних мест жительства (пребывания) несколько, то имеющаяся о них информация доводится последовательно до каждого предыдущего налогового органа для обеспечения принятия мер по снятию с учета в налоговых органах и (или) направления сведений ЕГРН о снятии с учета в ФБД ЕГРН в установленном порядке.

Организация приобрела лицензию на право использования СКЗИ "КриптоПро" с неограниченным сроком действия. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы?

1) Налоговый учет: если в лицензионном договоре не определен срок его действия, значит расходы, для целей налогового учета, придется списывать на протяжении пяти лет. Для того, чтобы избежать разницы, необходимо для целей бухгалтерского учета закрепить приказом руководителя срок полезного использования лицензии также пять лет. 2) Бухгалтерский учет: если организация приобрела неисключительное право на использование компьютерной программы по лицензионному договору, то такие расходы списываются равномерно в течение срока ее полезного использования. Для целей бухучета срок полезного использования программы утверждается приказом руководителя. Более правильным будет, в учетной политике для целей бухучета закрепить такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы. Подробный порядок отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета приведен ниже, в рекомендации №2.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Налог на прибыль

Расходы на приобретение компьютерной программы учитывайте при расчете налога на прибыль в следующем порядке.

Если организация приобретает компьютерную программу вместе с компьютером, стоимость программы из стоимости компьютера выделять не нужно. Если компьютер приобретен без минимального программного обеспечения, расходы на покупку и установку таких программ включайте в первоначальную стоимость компьютера как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7756, от 29 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1835.

В остальных случаях учтите компьютерную программу в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие условия*:

Организация обладает исключительным правом на компьютерную программу;
исключительное право и существование самой компьютерной программы подтверждены документально;
компьютерная программа используется в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд*;
использование компьютерной программы может принести экономические выгоды (доходы)*;
срок полезного использования компьютерной программы составляет свыше 12 месяцев*.

Такие требования перечислены в пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение исключительных прав на компьютерную программу стоимостью более 40 000 руб. списывайте через амортизацию (подп. 2 п. 3 ст. 257, подп. 26 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 256 НК РФ). Начинайте начислять амортизацию со следующего месяца после ввода компьютерной программы в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Затраты на приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ стоимостью 40 000 руб. или менее, а также на программы, которые нельзя учесть в составе нематериальных активов (например, при получении права на ее использование по лицензионным и сублицензионным соглашениям), отражайте в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы, связанные с использованием программы по лицензионному договору, организация вправе учесть при расчете налога на прибыль независимо от того, зарегистрирована программа в Роспатенте или нет (письмо Минфина России от 17 марта 2008 г. № 03-03-06/1/185).

Если организация применяет метод начисления, периодические платежи за использование компьютерной программы учитывайте по мере их начисления (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль распределять единовременный разовый платеж за пользование неисключительными правами на компьютерную программу? Организация применяет метод начисления.

Да, нужно.

Объясняется это тем, что при методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся. Если расходы относятся к нескольким отчетным периодам, их нужно распределить.

Расходы списываются равномерно (по отчетным периодам). Срок списания расходов определяется по договору или другому документу (например, бланку лицензии, в котором указан срок ее действия)*.

Если период, к которому относятся расходы, точно определить невозможно (например, в лицензионном договоре не определен срок его действия), расходы придется списывать на протяжении пяти лет (п. 1 и 4 ст. 1235 ГК РФ)*.

Такой порядок устанавливает пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 23 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/14039, от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/331 и от 30 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/225.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие не распределять единовременный разовый платеж за пользование компьютерной программой при методе начисления, а признать его единовременно. Они заключаются в следующем.

При методе начисления расходы необходимо распределять, только если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому если получение дохода (поставка программного обеспечения) и осуществление расходов (оплата за программное обеспечение) происходят в одном периоде, то распределять данные расходы нет необходимости. Их можно списать единовременно (в том периоде, к которому они относятся) (абз. 1 п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Однако, учитывая позицию Минфина России, это право, скорее всего, придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (покупателей компьютерных программ) (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 августа 2011 г. № А56-52065/2010, Московского округа от 8 декабря 2008 г. № КА-А40/10120-08, от 7 октября 2008 г. № КА-А40/8215-08, Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. № А55-9496/2008).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение неисключительных прав на компьютерную программу. Организация применяет общую систему налогообложения.

В апреле текущего года ЗАО «Альфа» приобрело экземпляр компьютерной программы для ведения бухучета по цене 24 000 руб. (по лицензионному договору). Исключительные права на компьютерную программу организации не принадлежат. В мае программа была установлена на компьютер бухгалтера.

«Альфа» применяет метод начисления и платит налог на прибыль помесячно.

Затраты на приобретение компьютерной программы относятся к нескольким отчетным периодам. Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете такие расходы списываются равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации. Период для списания расходов на приобретение компьютерной программы приказом руководителя организации установлен равным 12 месяцам (срок действия лицензионного договора).

В апреле бухгалтер «Альфы» сделал следующие записи:

Дебет 97 Кредит 60
– 24 000 руб. – учтены расходы на приобретение компьютерной программы.

С мая текущего года по апрель следующего года бухгалтер отражал списание стоимости компьютерной программы проводкой:

Дебет 26 Кредит 97
– 2000 руб. (24 000 руб. : 12 мес.) – списана стоимость компьютерной программы.

С мая текущего года по апрель следующего года при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учитывал в составе прочих расходов стоимость компьютерной программы в сумме 2000 руб.

Обновления к приобретенному экземпляру компьютерной программы учитывайте в составе прочих расходов организации на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-03-06/1/346).

Компьютерную программу организация может не только создать самостоятельно, но и купить.

Покупая компьютерную программу, организация может приобрести:*

Исключительные права на нее по договору отчуждения;
права на ее использование (неисключительное право, лицензию) по лицензионному договору.*

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 1233, пунктом 1 статьи 1235 и статьей 1236 Гражданского кодекса РФ.

Права на использование

Если организация приобрела право на использование компьютерной программы по лицензионному договору (неисключительное право, лицензию), то это право может быть исключительным или неисключительным.*

Если организации была предоставлена исключительная лицензия, она является единственной, кто использует компьютерную программу в рамках переданных ей прав. Например, по заказу организации разработана программа для управленческого учета.* По договору организации принадлежат исключительные права на использование программы в своей хозяйственной деятельности, а разработчику – исключительные права на нее. В такой ситуации разработчик не имеет права предоставлять компьютерную программу в пользование другим лицам, а организация не имеет права распоряжаться компьютерной программой способом, иным, чем использовать ее в своей деятельности.

Однако программа может использоваться и по простой (неисключительной) лицензии. Тогда за первоначальным обладателем программы сохраняется право заключать лицензионные договоры и с другими организациями.*

Такой порядок следует из статей 1235 и 1236 Гражданского кодекса РФ.

Бухучет программы не в составе НМА

Если условия о признании компьютерной программы в составе нематериальных активов не выполняются, а также если она получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе:*

Расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которая перечисляется единовременно;
текущих расходов, если за использование компьютерной программы перечисляются периодические платежи. Например, ежемесячная сумма платежа зависит от количества проданных экземпляров компьютерной программы.

Такой порядок следует из пункта 39 ПБУ 14/2007, пункта 18 ПБУ 10/99.

В бухучете при этом сделайте следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 60 (76)
– учтен фиксированный разовый платеж за использование компьютерной программы;

Дебет (20, 23, 25, 26, 44...) Кредит 60 (76)
– учтены периодические платежи за использование компьютерной программы.

После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы организация может списывать равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя.* Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 и 8 ПБУ 1/2008). Списание затрат на приобретение компьютерной программы, учтенных как расходы будущих периодов, отражайте проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 97
– списаны расходы на приобретение компьютерной программы.

Главбух советует: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы.*

Кроме того, если организации переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете. Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 14/2007. План счетов не предусматривает отдельного забалансового счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование. Поэтому организации нужно самостоятельно открыть забалансовый счет и закрепить это в учетной политике для целей бухучета. Например, это может быть счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»:

Дебет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»
– учтена стоимость прав на компьютерную программу, полученных в пользование (на основании лицензионного договора).

С.В.Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России