Кто является платежным агентом пример. Банковские платежные агенты: особенности, деятельность и отзывы. Когда статус платежного агента не требуется

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Банковский платежный агент (Б.П.А.) – это вспомогательный канал связи, выступающий юр. лицом, (не относящееся к кредитным учреждениям) или ИП, которые нанимаются кредитными учреждениями с целью выполнения различных банковских задач.

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.


Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников - платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых - наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения - обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
- осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
- между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
- в пользу иностранных юридических лиц;
- осуществляемых в безналичном порядке;
- осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Предприятие осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, может ли оно осуществлять расчеты с покупателями через платежного агента?

Однако осуществление каких-либо сделок в рамках агентского договора по продаже алкогольной продукции лицом, не являющимся собственником этой продукции, противоречит действующему законодательству, заключение договоров купли-продажи в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, запрещено. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными (ст. 26 Закона № 171-ФЗ).

То есть если принципал совершает сделку по продаже алкоголя от своего имени – он обязан использовать собственный ККТ для выдачи чека покупателю, иное будет нарушением кассовой дисциплины ( Кодекса РФ об административных правонарушениях). Совершать продажу алкоголя от имени принципала агент не вправе, это нарушает запрет, установленный ст. 26 Закона № 171-ФЗ. А продавать алкоголь от своего имени агент не вправе, если у него нет алкогольной лицензии ( КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1 , п. , ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы , обязаны:

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции . При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Формы первичной учетной документации КМ-1 , КМ-2 , КМ-3 , КМ-4 , КМ-5 , КМ-6 , КМ-7 , КМ-8 ,КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ,указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 .

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Торговля за наличный расчет

При продаже товаров в розницу за наличный расчет (или с использованием платежных карт) оформите и выдайте покупателю кассовый чек. Таковы требования Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

При ведении отдельных видов деятельности при торговле товарами кассовый чек можно не выдавать. К таким видам деятельности, в частности, относится:

  • обеспечение питанием учащихся и сотрудников в учебных заведениях;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции.

Полный перечень видов деятельности, при которых кассовый чек можно не выдавать, установлен впункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Кроме того, применять ККТ не обязательно при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Внимание: за неприменение в установленных законодательством случаях ККТ предусмотрена административная ответственность ().

Эта точка зрения также подтверждается письмами Минфина России от 05.07.2005 № 03-11-04/3/2 , от 25.05.2006 № 03-1-15/4-114, а также письмами ФНС России от 31.04.2004* № 33-0-14/300, от 10 ноября 2004 года № 33-0-14/694, от 20 июня 2005 года № 22-3-11/1115 и от 07.08.2006 № ММ-6-06/771 @.

5. Статья: Обязанность пробивать чеки ККТ можно переложить на агента

Мы арендуем небольшое помещение и ведем торговую деятельность на территории торгового центра. Приобретать собственный кассовый аппарат владелец бизнеса не хочет. Вместо этого он предлагает заключить агентский договор с другим торговцем и поручить прием наличных денег, выдачу кассовых чеков и учет выручки ему. Не оштрафуют ли нас при такой схеме за неприменение ККТ?

Спрашивает
З.Н. ОЛЕЙНИК,
гл. бухгалтер
«ИП Гончаров Ю.Д.»
(г. Советск)

Данная схема законна. И формально поводов для штрафа она не дает. Однако на практике налоговые инспекторы иногда это не признают. В таких случаях доказать правомерность схемы есть возможность лишь в суде.

Заметим, что некоторые налоговые инспекторы уже скорректировали свою позицию в соответствии с мнением судей (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 31 января 2007 г. № 09-10/00809). Тем не менее вероятность претензий со стороны сотрудников ИФНС все же существует. Поэтому, если решитесь применять схему наличных расчетов через агента, будьте готовы отстаивать свою позицию. Пример судебного дела, в котором компании это удалось, –