Схема разработки прикладных программ в среде типичной системы программирования. Способы реализации прикладных программных сред Соответствие названия программы типу прикладной среды

В этой статье хотелось бы поговорить о том, какими бывают прикладные программы, а так же какие прикладные задачи можно решить с их помощью (например, пример простой базы данных), и какую роль они выполняют для конечного пользователя персонального компьютера. Прежде всего, хотелось отметить то, что компьютеры могут обрабатывать любые данные, которые ему посылает пользователь. Но чтобы эти данные распознавались и понимались машиной корректно, требуется составить специальную программу на понятном ему языке или как проще сказать – ряд последовательных инструкций для выполнения определенных действий.

Виды прикладных программ

Прикладные программы это такие программы, предназначение которых направлено на решение определенных задач и непосредственно взаимодействуют с пользователем. Компьютерные программы необходимы для автоматизации каких-либо процессов, хранения и обработки данных, моделирование, проектирование и т.п. сложных вычислительных процессов. Программы обычно разделяют на два класса: это системные программы и прикладные программы. Первые в основном используются для обработки поступающей информации с какого-нибудь оборудования: сетевой карты, видеокарты, подключенного оборудования, т.е. это те программы, которые взаимодействуют с "железом" или внешними устройствами. О них мы расскажем в следующих статьях. А вот о вторых – прикладных программах, поговорим более подробно.

Прикладные программы предназначены для взаимодействия с конечным пользователем, т.е. пользователь как бы взаимодействует сам с собой, но только через программу, вводит какие-либо данные на входе и получает определенный результат обработанных данных на выходе. Это своего рода решение определенной прикладной задачи, например, это сканированние изображений и последующая их обработка или поиск нужных файлов . Использование прикладных программ можно наблюдать практически во всех сферах деятельности человека, будь это ведение бухгалтерского учета на предприятии или создание графических изображений, рисование и т.п. Так же использование прикладных программ присутствует в таких очень важных системах как системы управления базами данных. Это очень актуально на больших предприятиях, где работает большое количество пользователей и которым очень нужно хранить и использовать большие объемы информации.

Виды и примеры прикладных программ

Прикладные программы это:

  • Текстовые редакторы. Предназначены для создания и редактирования текста без оформления;
  • Текстовые процессоры (MS Word). Более продвинутые текстовые редакторы, позволяющие редактировать текст с оформлением, изменением шрифтов и его размеров, вставки графических файлов, таблиц и т.п. для более презентабельного оформления текста;
  • Электронные таблицы (MS Excell). В основном используются для обработки каких-либо данных, содержащихся в этих таблицах. Прикладные задачи чаще всего выполняются для хранения учетных данных с последующим их анализом;
  • Растровые и векторные графические редакторы (Photoshop, Corel), "просмотрщики". Использование прикладных программ такого типа позволяет создавать, редактировать, а так же просматривать графические изображения;
  • Аудио видео плееры, редакторы (WinAmp). Позволяет просматривать видео, слушать музыку, создавать музыкальные композиции;
  • Системы управления базами данных (например - MSQL). Такие программы служат для работы с базами данных. Например, программа учета клиентов - простая база для хранения сведения о клиентах, их контактные данные и т.п. Можно проводить операции по поиску, удалению и добавлению записей в базу;
  • Переводчики или электронные словари. Такие прикладные программы позволяют без особых усилий переводить текст на разные иностранные языки без их непосредственного изучения;
  • Компьютерные игры. Используются для развлечений или для развития в игровой форме.

Одним из примеров прикладной программы, может послужить, например, программа подсчета репостов . Все виды прикладных программ перечислить сложно, но мы постарались выделить основные программы прикладного обеспечения.

Самым многочисленным классом компьютера являются прикладные программы.

Прикладное ПО предназначено для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека.

Прикладные программы – программы, предназначенные для решения конкретных задач пользователя.

Один из возможных вариантов классификации.

Классификация прикладного программного обеспечения по назначению

Текстовый редактор – программа, предназначенная только для просмотра, ввода и редактирования текста.

Текстовый процессор – программа, предоставляющая возможности ввода, редактирования и форматирования текста, а также вставки в текстовый документ объектов нетекстовой природы (графических, мультимедийных и др.).

Все текстовые редакторы сохраняют в файле «чистый» текст и благодаря этому совместимы друг с другом.

Различные текстовые процессоры записывают в файл информацию о форматировании по-разному и поэтому несовместимы друг с другом.

Основные компоненты текстового процессора:

  • Набор шрифтов.
  • Проверка орфографии.
  • Предварительный просмотр печатаемых страниц.
  • Объединение документов, многооконность.
  • Автоформатирование и автоперенос.
  • Стандартные инструменты.
  • Табличный редактор и калькулятор.
  • Вставка графических объектов.

Примеры — MS Word, Write, WordPerfect, Ami Pro, MultiEdit, Лексикон, Рефис

Издательские системы — необходимы для подготовки документов типографского качества, компьютерной верстки (объединение текста и графики в книгу, журнал, брошюру или газету).

Примеры — Corel Ventura, QuarkXPress, Adobe PageMaker, MS Publisher, FrameMaker

Графическая информация – сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов.

Графический редактор – программа для создания, редактирования, просмотра графический изображений.

Основные компоненты графического редактора:

  • Набор шрифтов, работа с текстом.
  • Стандартные инструменты.
  • Библиотека картинок.
  • Объединение картинок.
  • Спецэффекты.

Различают всего три вида компьютерной графики . Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика . Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.

Растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий.

Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели сканируют иллюстрации, подготовленные художником на бумаге, или фотографии. В последнее время для ввода растровых изображений в компьютер нашли широкое применение цифровые фото- и видеокамеры.

Фрактальную графику редко применяют для создания печатных или электронных документов, но ее часто используют в развлекательных программах

Примеры — Paint, PaintBrush, CorelDraw, MS PhotoEditor, Adobe PhotoShop, 3D MAX Studio

СУБД (система управления базами данных) — предназначена для автоматизация процедур создания, хранения и извлечения электронных данных (обработка массивов информации).

Примеры — dBase, Paradox, MS Access, Oracle, FoxPro

Интергрированные системы встречаются двух типов

  • Традиционные (полносвязанные) пакеты прикладных программ(ППП).
  • Пакеты прикладных программ с интеграцией объектно-связанного характера

Традиционные ППП

Интегрированный программный комплекс представляет собой многофункциональный автономный пакет, в котором в одно целое объединены функции и возможности различных специализированных (проблемно-ориентированных) пакетов. В этих программах происходит интеграция функций редактора текстов, СУБД и табличного процессора. В целом стоимость такого пакета гораздо ниже суммарной стоимости аналогичных специализированных пакетов.

В рамках пакета обеспечивается связь между данными, однако, при этом сужаются возможности каждого компонента по сравнению с аналогичным специализированным пакетом.

Типичной является ситуация, когда данные, полученные из базы данных, необходимо обработать средствами табличного процессора, представить графически, а затем вставить в текст. Для выполнения работ такого типа существуют т.н. интегрированные пакеты – программные средства, совмещающие возможности, характерные в отдельности для текстовых редакторов, графических систем, электронных таблиц, баз данных и других программных средств. Конечно, такое совмещение возможностей достигается за счет компромисса. Некоторые возможности оказываются в интегрированных пакетах ограниченными или реализованными не в полной мере. Это касается, в первую очередь, богатства команд обработки БД и электронной таблицы, их размеров, макроязыков. Однако преимущества, создаваемые единым интерфейсом объединенных в интегрированном пакете программных средств, неоспоримы.

Известны пакеты Open Access фирмы Open Access, FrameWork фирмы Ashton-Tate, Lotus 1-2-3 и Symphony фирмы Lotus Development Corporation, Lotus Works.

ППП с интеграцией объектно-связанного характера

Это объединение специализированных пакетов в рамках единой ресурсной базы, обеспечение взаимодействия приложений (программ пакета) на уровне объектов и единого упрощенного центра-переключателя между программами.

Интеграция предполагает придание компонентам комплекса единообразия с точки зрения их восприятия и приемов работы с ними. Согласованность интерфейсов реализуется на основе единых пиктограмм и меню, диалоговых окон и т.д. В конечном итоге это способствует повышению производительности труда и сокращению периода освоения.

Особенностью этого типа интеграции является использование общих ресурсов. Виды совместного доступа к ресурсам:

  • использование утилит, общих для всех программ комплекса (проверка орфографии);
  • применение объектов, которые могут находиться в совместном использовании нескольких программ;

В плане совместного использования объектов несколькими приложениями есть два основных стандарта:

  • динамической компоновки и встраивания объектов Object Linking and Embedding OLE фирмой Microsoft;
  • OpenDoc (открытый документ) фирмами Apple, Boriartd, IBM, Novell и WordPerfect.

Механизм динамической компоновки объектов дает возможность пользователю помещать информацию, созданную одной прикладной программой в документ, формируемый другой. При этом пользователь может редактировать информацию в новом документе средствами той программы, с помощью которой этот объект был создан.

Также данный механизм позволяет переносить OLE-объекты из окна одного приложения в окно другого.

OpenDoc представляет собой объектно-ориентированную систему, базирующуюся на открытых стандартах фирм – участников разработки. В качестве модели объекта используется распределенная модель системных объектов (DSOM – Distributed System Object Model), разработанная фирмой IBM для OS/2.

  • реализация простого метода перехода из одного приложения в другое;
  • наличие средств автоматизации работы с приложением (макроязыка).

Примеры: Borland Office for Windows, Lotus SmartSute for Windows, MS Office.

Экспертная система — система искусственного интеллекта, построенная на основе глубоких специальных знаний о некоторой узкой предметной области (полученных от экспертов – специалистов этой области). ЭС призваны решать задачи с неопределенностью и неполными исходными данными, требующие для своего решения экспертных знаний. Кроме того, эти системы должны уметь объяснять свое поведение и свое решение. Отличительная их черта – способность накапливать знания и опыт квалифицированных специалистов (экспертов) в какой-либо области. Пользуясь этими знаниями, пользователи ЭС, не имеющие необходимой квалификации, могут решать свои задачи почти столь же успешно, как это делают эксперты. Такой эффект достигается за счет того, что система в своей работе воспроизводит примерно ту же цепочку рассуждений, что и человек-эксперт.

Принципиальным отличием экспертных систем от других программ является их адаптивность, т.е. изменчивость в процессе самообучения.

Принято выделять в ЭС три основных модуля: модуль базы знаний, модуль логического вывода, интерфейс с пользователем.

Экспертные системы используются в самых различных сферах человеческой деятельности – науке (классификация животных и растений по видам, химический анализ), в медицине (постановка диагноза, анализ электрокардиограмм, определение методов лечения), в технике (поиск неисправностей в технических устройствах, слежение за полетом космических кораблей и спутников), в геологоразведке, в экономике, в политологии и социологии, криминалистике, лингвистике и многих других. Существуют как узкоспециализированные ЭС, так и «оболочки», пользуясь которыми, можно, не будучи программистом, создавать свои ЭС.

Гипертекст – это форма организации текстового материала не в линейной последовательности, а в форме указаний возможных переходов (ссылок), связей между отдельными его фрагментами. В гипертекстовых системах информация напоминает текст энциклопедии, и доступ к любому выделенному фрагменту текста осуществляется произвольно по ссылке. Организация информации в гипертекстовой форме используется при создании справочных пособий, словарей, контекстной помощи в прикладных программах.

Системы мультимедиа – программы, обеспечивающие взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

АРМ – автоматизированное рабочее место.

АСНИ – автоматизированные системы научных исследований.

АСУ автоматизированная система управления.

Прикладные программы пользователей создаются пользователем с использованием средств программирования, имеющихся в его распоряжении в составе конкретной вычислительной среды. В этом случае создание и отладка программ осуществляются каждым пользователем индивидуально, в соответствии с правилами и соглашениями того ППП, или ОС, в рамках которых они применяются.

Создание полноценной прикладной среды, полностью совместимой со средой другой операционной системы, является достаточно сложной задачей, тесно свя­занной со структурой операционной системы. Существуют различные варианты построения множественных прикладных сред, отличающиеся как особенностями архитектурных решений, так и функциональными возможностями, обеспечиваю­щими различную степень переносимости приложений.

Во многих версиях ОС UNIX транслятор прикладных сред реализуется в виде обычного приложения. В операционных системах, построенных с использовани­ем микроядерной концепции, таких как, например, Windows NT, прикладные среды выполняются в виде серверов пользовательского режима. А в операционной системе OS/2 с ее более простой архитектурой средства организации прикладных сред встроены глубоко в систему.

Один из наиболее очевидных вариантов реализации множественных приклад­ных сред основывается на стандартной многоуровневой структуре ОС. На рис. 2.7 операционная система ОС1 поддерживает кроме своих «родных» приложений приложения операционной системы ОС2. Для этого в ее составе имеется специальное приложение – прикладная программная среда, которая транс­лирует интерфейс «чужой» операционной системы –API ОС2 в ин­терфейс своей «родной» операционной системы – API ОС1.



Пользовательский режим

Привилегированный режим

Рис. 2.7. Прикладная программная среда,
транслирующая системные вызовы

В другом варианте реализации множественных прикладных сред операционная система имеет несколько равноправных прикладных програм-мных интерфейсов. В приведенном на рис. 2.8 примере операционная си-стема поддерживает прило­жения, написанные для OС1, OС2 и OС3. Для этого непосредственно в простран­стве ядра системы размещены приклад-

ные программные интерфейсы всех этих ОС: API OС1, API OС2 и
API OС3.


Пользовательский режим


Привилегированный

Рис. 2.8. Реализация совместимости
на основе нескольких равноправных API

В этом варианте функции уровня API обращаются к функциям нижележащего уровня ОС, которые должны поддерживать все три в общем случае не совмести­мые прикладные среды. В разных ОС по-разному осуществляется управление системным временем, используется разный формат времени дня, на основании собственных алгоритмов разделяется процессорное время и т.д. Функции каж­дого API реализуются ядром с учетом специфики соответствующей ОС, даже если они имеют аналогичное назначение.

Еще один способ построения множественных прикладных сред основан на мик­роядерном подходе. При этом очень важно отделить базовые, общие для всех прикладных сред, механизмы операционной системы от специфических для каж­дой из прикладных сред высокоуровневых функций, решающих стратегические задачи.

В соответствии с микроядерной архитектурой все функции ОС реализуются мик­роядром и серверами пользовательского режима. Важно, что каждая прикладная среда оформляется в виде отдельного сервера пользовательского режима и не включает базовые механизмы (рис. 2.9). Приложения, используя API, обра­щаются с системными вызовами к соответствующей прикладной среде через микроядро. Прикладная среда обрабатывает запрос, выполняет его (возможно, обращаясь для этого за помощью к базовым функциям микроядра) и отсылает приложению результат. В ходе выполнения запроса прикладной среде приходит­ся, в свою очередь, обращаться к базовым механизмам ОС, реализуемым микро­ядром и другими серверами ОС.

Приложения Серверы ОС


Пользовательский


Привилегированный

Рис. 2.9. Микроядерный подход
к реализации множественных прикладных сред

Такому подходу к конструированию множественных прикладных сред присущи все достоинства и недостатки микроядерной архитектуры, в частности:

очень просто можно добавлять и исключать прикладные среды, что является следствием хорошей расширяемости микроядерных ОС;

надежность и стабильность выражаются в том, что при отказе одной из при­кладных сред все остальные сохраняют работоспособность;

низкая производительность микроядерных ОС сказывается на скорости рабо­ты прикладных сред, а значит, и на скорости выполнения приложений.

Создание в рамках одной операционной системы нескольких прикладных сред для выполнения приложений различных ОС представляет собой путь, который позволяет иметь единственную версию программы и перемещать ее между опера­ционными системами. Множественные прикладные среды обеспечивают совмес­тимость на двоичном уровне данной ОС с приложениями, написанными для других ОС. В результате пользователи получают большую свободу выбора опе­рационных систем и более легкий доступ к качественному программному обес­печению.

Вопросы для самопроверки

50. В чем отличие микроядерной архитектуры от традиционной архитектуры ОС?

51. Почему микроядро хорошо подходит для поддержки распределенных вычислений?

52. Что подразумевается под концепцией множественных прикладных сред?

53. В чем суть метода трансляции библиотек?

Контрольные вопросы

54. Каким термином в микроядерной архитектуре принято называть менеджеры ресурсов, вынесенные в пользовательский режим?

56. Почему микроядерная архитектура ОС в большей степени расширяема, чем классическая ОС?

57. Является ли микроядерная архитектура более надежной, чем традиционная?

58. Укажите причину, по которой производительность микроядерной архитектуры ниже, чем производительность традиционной ОС.

60. Какие виды совместимости Вам известны?

61. За счет каких действий достигается двоичная совместимость для процессоров различных архитектур?

62. Укажите способ, который позволяет повысить производительность ПК при выполнении «чужого» исполняемого файла.

63. Достаточно ли одного метода трансляции библиотек для полной совместимости приложений?

Использование прикладных программных сред упрощает задачу выполнения приложений, написанных для одной ОС, в другой. В основном прикладная среда должна включать в себя функции интерфейса программных запросов, а также средства организации бесконфликтного сосуще­ствования в рамках одной ОС нескольких способов управления ресурсами ком­пьютера.

Прикладная среда может быть реализована в виде обычного приложения, и тогда она функционирует на пользовательском уровне.

Рис. 2.8. Прикладные программные среды, транслирующие системные вызовы

В другом варианте реализации множественных прикладных сред операционная система имеет несколько равноправных прикладных программных интерфейсов. В приведенном на рис. 2.9 примере операционная система поддерживает прило­жения, написанные для OS1, OS2 и OS3. Для этого непосредственно в простран­стве ядра системы размещены прикладные программные интерфейсы всех этих ОС: API OS1, API OS2 и API OS3.

Функции каж­дого API реализуются ядром с учетом специфики соответствующей ОС, даже если они имеют аналогичное назначение. Для того чтобы ядро могло выбрать нужный вариант реализации сис­темного вызова, каждый процесс должен передавать в ядро набор идентифици­рующих характеристик.

Рис. 2.9. Реализация совместимости на основе нескольких равноправных API

Выводы

· Все программное обеспечение вычислительной системы делится на прикладное (для решения задач пользователей) и системное (для использования аппаратуры компьютера).

· Простейшая структуризация ОС состоит в разделении всех компонентов ОС на модули, выполняющие основные функции ОС (ядро), и модули, выпол­няющие вспомогательные функции ОС. Вспомогательные модули ОС оформ­ляются либо в виде приложений (утилиты и системные обрабатывающие программы), либо в виде библиотек процедур. Вспомогательные модули за­гружаются в оперативную память только на время выполнения своих функ­ций, то есть являются транзитными. Модули ядра постоянно находятся в оперативной памяти, то есть являются резидентными.

· При наличии аппаратной поддержки режимов с разными уровнями полно­мочий устойчивость ОС может быть повышена путем выполнения функций ядра в привилегированном режиме, а вспомогательных модулей ОС и прило­жений - в пользовательском. Это дает возможность защитить коды и данные ОС и приложений от несанкционированного доступа. ОС может выступать в роли арбитра в спорах приложений за ресурсы.

· Любая ОС для решения своих задач взаимодействует с аппаратными средст­вами компьютера, а именно: средствами поддержки привилегированного ре­жима и трансляции адресов, средствами переключения процессов и защиты областей памяти, системой прерываний и системным таймером. Это делает ОС машинно-зависимой, привязанной к определенной аппаратной платформе.



· Микроядерная архитектура является альтернативой классическомуспособу построения операционной системы, в соответствии с которым все основные функции операционной системы, составляющие многослойное ядро, выполня­ются в привилегированном режиме. В микроядерных ОС в привилегирован­ном режиме остается работать только очень небольшая частьОС, называемая микроядром.Все остальные высокоуровневые функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском режиме.

· Прикладная программная среда - совокупность средств ОС, предназначен­ная для организации выполнения приложений, созданных для одной ОС, в другой. Каждая ОС создает как минимум одну прикладную программную среду. Проблема состоит в обеспечении совместимости несколь­ких программных сред в рамках одной ОС.


Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое прикладная среда;
- какова структура типового интерфейса прикладной среды;
- что такое редактирование и форматирование;
- какие возможны типовые действия над объектами прикладной среды;
- что входит в состав типового меню прикладной среды.

Роль и назначение прикладной среды

В реальной жизни каждый объект существует в собственной среде: рыбы - в реке, цветы - в поле и на клумбах, кораллы - в морях и т. д.

Помимо естественных сред обитания, люди научились формировать и искусственные. Примером такой искусственной среды может служить город. Эта среда сформирована человеком как из естественных, так и из созданных им объектов. К естественным объектам можно отнести: горожан, животных, растения, а к искусственным - здания, сооружения, машины, механизмы и т. п. Как в естественной, так и в искусственной среде действуют определенные законы существования объектов и их взаимодействия.

С появлением компьютеров началось формирование еще одной искусственной среды - программной. В ней появляются свои объекты и действуют собственные законы, которые определяются конкретной программой или комплексом программ. Эти программы образуют среду определенного типа, где создаются разные компьютерные объекты: текстовые документы, рисунки, таблицы, чертежи и пр.

В предыдущем разделе вы познакомились с системной средой. Вы знаете, что она необходима для функционирования компьютера. Без нее компьютер остается грудой бесполезных блоков.

Если сравнить компьютер с железнодорожным составом, то системная среда по своему назначению напоминает локомотив. Локомотив обеспечивает движение всего состава. Без него вагоны не могут двигаться. Один локомотив также бесполезен для человека, как и компьютер, оснащенный только системной средой. В самом деле, зачем гонять локомотив от станции к станции, если он ничего не перевозит? Чтобы локомотив приносил пользу, к нему прицепляют вагоны для перемещения грузов или людей: пассажирские, товарные, платформы, цистерны и т. д.

Так и в случае с программным обеспечением компьютера. Помимо системной среды необходимы еще программы, позволяющие пользователю без привлечения языков программирования обрабатывать различную информацию и создавать разнообразные документы. Такие программы называют прикладными, или приложениями, а создаваемую ими среду - прикладной. Многообразие приложений объясняется разнородностью задач, встающих перед пользователем. Это графические редакторы, текстовые и табличные процессоры, системы управления базой данных, программы связи, звуковые проигрыватели и т. д.

Представьте себе, что ваш класс отправился на экскурсию в ботанический сад. На следующий день преподаватели попросили вас рассказать об экскурсии. Учитель рисования сказал, чтобы вы изобразили наиболее понравившееся вам растение. Учитель литературы предложил написать рассказ о посещении ботанического сада. Учительница биологии задала на дом составить классификационную таблицу увиденных растений. В каждом случае необходимо изложить одну и ту же информацию, но представить ее в виде различных документов: рисунка, текста, таблицы. Для создания такого рода документов требуются соответствующие приложения.

В современном компьютере для решения одной задачи может использоваться не одна программа, а сразу несколько. Такой комплекс прикладных программ, объединенных для решения одной пользовательской задачи, называют приложением, или прикладной средой. При этом некоторые программы могут включаться в состав сразу нескольких прикладных сред. Например, программа проверки орфографии. Ее используют и текстовый, и табличный процессоры, и система управления базой данных.

Представьте себе реку, протекающую по бескрайним просторам. Она берет свое начало где-то в горах. На своем пути она бежит мимо леса. Далее ее русло пересекает город. Затем через поля она прокладывает свой путь к морю. На каждом участке река вносит свой вклад в формирование различных сред: горного массива, леса, города. Точно так же различные прикладные программы формируют прикладную среду.

Прикладная среда - компьютерная среда, формируемая прикладными программами.

Каждая прикладная среда предназначена для обработки информации, представленной в той или иной форме.

Программистами создано множество прикладных сред для обработки самой различной информации, начиная от простых текстовых редакторов и заканчивая сложнейшими программами проектирования огромных машин.

Пользователь персонального компьютера, кроме системной среды, должен знать наиболее часто используемые прикладные среды: графический редактор, текстовый и табличный процессоры, систему управления базой данных. Эти четыре среды позволяют создавать документы наиболее распространенных типов: рисунок, текст, таблицу, базу данных.

Какой документ вы создадите для представления информации, зависит от того, что вы хотите донести до получателя этого документа. Одна и та же информация, обработанная при помощи различных сред, будет выглядеть в конечном документе по-разному.

Проведем аналогию со знакомой всем ситуацией. Осенней порой открывается сезон сбора грибов. Все отправляются в лес с корзинами. Насобирав самых разных грибов - белых, груздей, опят, - люди возвращаются домой. Теперь им нужно решить важную кулинарную задачу - переработать эти грибы. Из всего многообразия кулинарных возможностей выберем три. И вот грибы уже рассортированы: отдельно для сушки, отдельно для супа, отдельно для засолки. Работа по всем выбранным направлениям начинается одновременно. В ход идет вся кухонная утварь. На плите нет свободного места: на одной конфорке варятся грибы для засолки, на другой - суп, а в духовке сушатся белые. 

В результате из одного и того же исходного материала - грибов - получилось три различных блюда: суп в кастрюле, соленые грибы в кадке и связка сушеных грибов. А все дело в том, что в каждом случае применялась своя технология. И хотя для приготовления грибов во всех трех случаях использовалась одна и та же посуда и плита, конечные продукты переработки разительно отличаются друг от друга.

То же самое происходит и при обработке информации. Различные среды нам необходимы для того, чтобы имеющиеся в нашем распоряжении данные можно было «приготовить» надлежащим образом.

Представьте себе, что в памяти компьютера нужно сохранить информацию о проведенной лабораторной работе по физике. Какую среду выбрать? Нам понадобится (рисунок 15.1) текстовый процессор для описания хода опыта, графический редактор для создания схемы подключения приборов, табличный процессор для проведения расчетов.

Рис. 15.1. Пример обработки информации в прикладных средах

Именно многообразие прикладных сред обеспечивает универсальность компьютера как средства обработки различной по форме представления информации. Каждая из прикладных сред может работать только в соответствующей системной среде. С широким распространением Windows появились и прикладные среды для нее. Это не означает, что применявшиеся ранее в операционной системе MS-DOS прикладные среды теперь недоступны пользователю. Они также могут запускаться в Windows, но только «родные» приложения системной среды могут эффективно использовать все ее достоинства. В дальнейшем мы будем говорить только о приложениях Windows.

Особенности прикладных сред Windows

Наглядность

Важным достоинством прикладных сред Windows является наглядность.

Во-первых , все инструменты среды, имеющиеся в распоряжении пользователя, могут быть представлены графически с помощью командных кнопок. Под инструментами понимаются команды основного меню, позволяющие пользователю производить действия над объектами прикладной среды. Как на дорожных знаках нанесены изображения, позволяющие водителю автомобиля правильно оценить ситуацию на дороге, так же и пользователь компьютера может ориентироваться по изображениям инструментов, имеющимся на командных кнопках. Например, кнопка инструмента вырезания выделенного фрагмента и помещения его в буфер обмена помечена значком с изображением ножниц.

Во-вторых , документы, создаваемые в приложениях, отображаются на экране точно так же, как они будут выглядеть на бумаге после печати. Это особенно важно, когда заранее известно, какого формата должен быть конечный документ. 

Многозадачность

Еще одной отличительной особенностью приложений Windows является работа в многозадачном режиме. На вашем рабочем столе могут быть одновременно открыты сразу несколько документов, созданных в различных приложениях. Вы можете одновременно редактировать рисунок, писать письмо и производить расчеты.

Следует, однако, уточнить понятие одновременности. Все вышеперечисленные задачи могут быть запущены на выполнение. После запуска все они будут размещаться в оперативной памяти компьютера одновременно. Но человек не может одновременно сфокусировать один и тот же орган восприятия информации на двух разных задачах. Нельзя, например, читать текст и рисовать одновременно. Глаза человека не приспособлены для этого. Вы не можете разными глазами рассматривать разные изображения, как это делают, скажем, хамелеоны.

Соответственно, в таких случаях и с документами в различных средах человек работает последовательно. К примеру, сначала рисует, а потом пишет. Однако если информация в каждой из задач направлена на восприятие разными органами чувств, то такие задачи действительно могут выполняться одновременно. Например, если запустить программу проигрывания лазерного диска и текстовый процессор, то можно одновременно слушать музыку и набирать текст, задействовав соответственно слух и зрение.

Организация обмена данными

Другой важной особенностью прикладных сред Windows является возможность обмена данными между приложениями. Системная среда предоставляет два различных способа для обмена данными между приложениями: через буфер обмена и по технологии OLE (см. п. 14.7). 

Обмен через буфер позволяет либо переместить объект документа, либо поместить на новое место или в новый документ копию объекта. Используя метод обмена через буфер, можно передавать объекты и их копии из одного документа в другой, не сохраняя связи с приложением, в котором этот объект создавался.

Обмен через буфер производится в два этапа.

На первом этапе в буфер помещается либо сам объект (рисунок 15.2), либо его копия (рисунок 15.3). На втором этапе содержимое буфера вставляется в выбранный документ (рисунок 15.4).

Рис. 15.2. Вырезание объекта в буфер

Рис. 15.3. Копирование объекта в буфер

Проведем аналогию. С наступлением весны поля и луга покрываются, как ковром, яркими цветами. Любуясь ими во время прогулки, часто возникает желание продлить радость от созерцания красивого цветка. Можно переместить объект - сорвать цветок и унести его домой, впоследствии засушив его для гербария. Если же под рукой есть фотоаппарат, то можно создать копию объекта, сфотографировав цветок. Тогда сам цветок останется на месте, а его копию в виде фотографического изображения вы унесете с собой.

Рис. 15.4. Вставка объекта из буфера

Есть еще один вариант. Можно выкопать цветок вместе с частью среды, в которой он вырос, и пересадить его поближе к дому. Тогда цветок будет расти и изменяться у вас на глазах, и вы сможете из окна наблюдать за ним.

Подобно варианту пересаженного цветка программная среда Windows предоставляет вам технологию OLE (см. тему 14). Она поддерживает постоянный контакт между прикладной средой, в документ которой объект внедряется, и прикладной средой, в которой этот объект был создан. Применение технологии OLE эффективно в тех случаях, когда один и тот же объект используется в разных документах.

Например, средствами графического редактора вы подготовили эмблему вашего класса. Затем, создавая различные документы (табель успеваемости ученика, классный журнал, газету), вы использовали эту эмблему. Но спустя некоторое время в эмблему были внесены изменения. В случае если вы помещали эмблему в свои документы через буфер обмена, вам придется вставлять ее в каждый документ заново. Если же вы внедряли ее по технологии OLE, то обновление эмблемы во всех связанных документах будет произведено автоматически после редактирования исходного рисунка.

Создание составных документов

Организация обмена данными между прикладными средами обеспечивает их интеграцию . Под интеграцией прикладных сред понимается такое их объединение, когда становится возможным совместное использование объектов каждой из этих сред.

Рис. 15.5. Интеграция объектов
различных сред в составном документе

Представьте себе, что вы готовите доклад по биологии о растениях, произрастающих в вашем крае. Основой вашего отчета, очевидно, станет текстовый документ. Если в вашем распоряжении имеется база данных по растениям, то в ней можно найти все растения вашего региона. Результат поиска (выборку) можно поместить в текстовый документ. Туда же можно поместить и рисунки некоторых растений, выполненные в графическом редакторе. В результате у вас получится текстовый документ (рисунок 15.5), в котором помимо собственных объектов присутствуют выборка из базы данных и рисунки. Такой документ называют составным (интегрированным) . 

Структура интерфейса прикладной среды

Интерфейс прикладной среды

Вы без труда отличите легковой автомобиль от грузовика или автобуса, но назвать марку конкретного грузовика сможет не каждый. Автомобили одной категории не только внешне похожи друг на друга, они одинаковы и в управлении. Не случайно водителям выдают права на управление согласно классификации транспортных средств: на вождение мотоциклов, легковых автомобилей, автобусов, грузовиков.

Рис. 15.6. Структурные
части интерфейса приложения

Приложения, работающие в среде Windows, имеют очень схожий графический интерфейс. Научившись «управлять» одной программой некоторого типа, вы можете смело «садиться за руль» любой другой подобной программы. Разобравшись в ее особенностях и немного попрактиковавшись, вы почувствуете себя вполне уверенно. Примерно так же чувствует себя водитель, пересевший с одной марки легкового автомобиля на другую.

Как бы ни отличались внешне интерфейсы прикладных сред, все они состоят из однотипных по своему назначению элементов. Посмотрите внимательно на рисунок 15.7. На нем изображены окна различных прикладных сред. В каждом из них можно выделить следующие зоны (рисунок 15.6):

♦ строка заголовка прикладной среды у где размещаются инструменты управления оконным интерфейсом приложения и отображается имя среды;
♦ зона управления, где размещаются средства управления приложением и документами;
♦ рабочее поле9 где размещаются редактируемые документы; 
♦ справочная зона, где размещается информация о режимах работы приложения и подсказки пользователю.

Рис. 15.7. Внешний вид окон различных приложений

Все программы, создаваемые для Windows, имеют стандартный оконный интерфейс.

У них формируются однотипные справочные зоны и зоны управления. Вид рабочего поля изменяется в зависимости от назначения прикладной среды (см. рис. 15.7).

Рассмотрим более подробно характерные объекты структуры интерфейса любой прикладной среды Windows. В качестве примера возьмем интерфейс табличного процессора (рисунок 15.8).

Рис. 15.8. Интерфейс прикладной среды
на примере табличного процессора Excel

При запуске любой прикладной среды на экран выводится окно приложения, то есть самой среды. Обычно внутри окна приложения сразу открывается и окно документа. Это может быть новый документ или документ, который редактировался последним. Если приложение было вызвано путем открытия документа, то именно этот документ и будет располагаться в окне приложения.

Интерфейс прикладной среды включает в себя следующие элементы: строка заголовка прикладной среды, строка основного меню, панель инструментов, строка ввода и редактирования, строка состояния.

Строка заголовка включает в себя: кнопку системного меню, название приложения (в нашем случае - Microsoft Excel), кнопку Свернуть, кнопку Развернуть/Восстановить, кнопку Закрыть. Назначение всех этих кнопок более подробно рассмотрено в п. 14.5.

Основное меню любой прикладной среды Windows похоже на матрешку. Разделы верхнего уровня обозначены в строке основного меню. В каждом из таких разделов команды более низкого уровня объединены по своему назначению. Список этих команд открывается в виде раскрывающегося меню (см. рис. 15.8). Обращение к некоторым из этих команд приводит в свою очередь к появлению дополнительного меню (подменю) еще более низкого уровня. Таким образом, с помощью основного меню производится последовательный выбор требуемой управляющей команды и задание всех необходимых для ее выполнения параметров.

Панель инструментов содержит фиксированный или устанавливаемый пользователем набор командных кнопок, предназначенных для более быстрого (по сравнению с многоуровневым меню) вызова управляющих команд, входящих в состав основного меню.

Интерфейс табличного процессора и системы управления базами данных включают в себя также строку ввода и редактирования. В этой строке отображаются вводимые в текущую ячейку таблицы или в поле базы данных числа, текст или формулы. В этой строке можно просматривать или редактировать содержимое текущей ячейки или поля, а также видеть саму формулу.

Строка состояния содержит информацию о режимах работы приложения.

Кроме перечисленных, имеется группа элементов, которые можно условно назвать вспомогательной областью управления. К ним относятся: строка заголовка окна документа, создаваемого приложением; вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки.

В строке заголовка окна документа указывается имя файла текущего документа, создаваемого выбранным приложением. Поскольку на экране в окне документа видна только его часть (называемая рабочим полем), то для просмотра других областей документа, которые в данный момент не видны в его окне, используются полосы прокрутки. Полоса, обеспечивающая вертикальное перемещение содержимого окна, называется вертикальной полосой прокрутки, а горизонтальное перемещение осуществляется с помощью горизонтальной полосы прокрутки. Действуют они точно так же, как и в любом другом окне Windows (см. п. 14.5). Если окно документа развернуто до максимального размера, то строка заголовка документа совмещается со строкой заголовка прикладной среды.

Редактирование документа

При работе в прикладной среде часто возникает необходимость внесения изменений в ранее созданные документы.

Например, вы создали средствами текстового процессора приглашение на праздник. Пусть этот праздник - ваш день рождения. Вы напечатали приглашение для одного из своих друзей. Все получилось замечательно. Правда, друзей у вас много, одним приглашением не обойтись. Можно ли изменить средствами текстового процессора уже имеющееся приглашение или придется создавать новое? Работая в среде текстового процессора, достаточно будет заменять в готовом документе только имя приглашенного и печатать новые приглашения. 

Другой пример. Вы создали в табличном процессоре таблицу расчета среднего балла вашей успеваемости, внесли туда все полученные оценки, а через день получили пять новых. Можно ли добавить их в старую таблицу? Конечно да, ведь не зря компьютер называют универсальным инструментом для обработки информации.

В прикладных программах можно не только создавать документы, как на печатной машинке, но и осуществлять дальнейшие изменения: вносить исправления, устранять ошибки, осуществлять поиск и замену отдельных значений и т. д. Все операции, связанные с внесением изменений в документ, исправлением в нем ошибок, объединяются в общее понятие - редактирование.

Редактирование - процесс внесения изменений в документ.

Редактировать можно текстовые документы, таблицы, базы данных, рисунки ит. д. Представьте себе, насколько упростился труд писателей. Теперь им не надо переписывать рукописи своих произведений бесчисленное количество раз, выискивая и устраняя ошибки. Средствами текстового процессора подобную работу можно проделать за считанные минуты.

Люди, чья деятельность связана с выполнением расчетов, избавлены, от необходимости пересчитывать заново огромные таблицы. Теперь достаточно изменить только исходные цифры, а перерасчет итогов табличный процессор выполнит автоматически.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Запомните правило редактирования:
1. Выделить объект.
2. Выполнить команду или действия по редактированию.

Выделение объекта. Прежде чем осуществлять какие-либо действия над объектом в документе, его необходимо выделить. При отображении выделенных объектов на экране обычно либо цвет объекта изменяется на противоположный, либо показывается внешняя граница объекта. Обычно объекты в приложении выделяются щелчком мыши.

Таблица 15.1. Действия над выделенными объектами

Часто возникает необходимость выделить группу однотипных, подряд расположенных объектов - блок. Например, словосочетание в предложении или несколько ячеек в таблице. В этом случае мышь "буксируется" при нажатой левой кнопке от первого объекта к последнему.

Способы выделения конкретных объектов будут приведены при описании каждой среды (см. темы 16-19). Типовые действия над выделенным объектом по редактированию документа с помощью команд перечислены в таблице 15.1.

Часто при редактировании в большинстве прикладных сред предусмотрены соответствующие команды, например Правка | Поиск и Правка | Замена . Для поиска объекта в документе указывается его образец. Для замены объекта помимо образца поиска указывают еще и образец для замены.

Форматирование документа

Модельер стремится к тому, чтобы созданная им одежда была не только удобной и функциональной, но и красивой. Кондитер, выпекая торт, старается сделать его нарядным. Он понимает, что для покупателя важны не только вкусовые качества, но и внешний вид.

У пользователя, работающего с документом, будь то таб- ^ лица, рисунок или текст, также возникает необходимость оформить его красиво и профессионально.

Литератор оформляет текст в зависимости от жанра. Например, текст прозаического произведения будет начинаться почти у самого края страницы, в то время как стихотворение, скорее всего, расположится в центре.

Другой пример. Вы создали таблицу, но она настолько широка, что не умещается на странице. Надо либо уменьшить таблицу, либо развернуть страницу горизонтально. 

Подобных примеров, когда необходимо красивое и правильное оформление документа, можно привести множество.

При создании школьной газеты обязательно понадобится человек, который умеет красиво писать и оформлять зато ловки.

До изобретения компьютера и современных прикладных программ для решения подобных задач приходилось нанимать специалистов. Любой документ, где требовалось хоть какое-то оформление, надо было заказывать в типографии. Если вам требовалась красиво оформленная грамота, текст которой выполнен готическим шрифтом, то ее приходилось специально заказывать художнику. С

егодня прикладные программы избавили человека от подобных трудностей. Каждая прикладная среда обладает набором операций, позволяющих выполнить внешнее оформление документа в соответствии с предъявляемыми требованиями. Все операции по оформлению документа в целом или его объектов объединяются общим понятием - форматирование.

Форматирование - процесс представления внешнего вида документа или отдельных его объектов в требуемой форме.

Само слово форматирование происходит от слова «форма», то есть форматировать - означает придавать чему-либо форму.

Рис. 15.9. Уровни форматирования

В чем же состоит процесс форматирования документа средствами прикладной среды? Этот процесс можно представить в виде набора действий, выполняемых инструментами прикладной среды над документом в целом или его отдельными объектами (рисунок 15.9). При этом следует учитывать, в какой среде создавался объект, так как это определит используемый инструментарий работы.

Форматирование документа в целом

Каждый документ может быть сохранен в файле, отображен на экране, напечатан на бумаге. Причем на экране документ отображается именно в том виде, как он будет напечатан на бумаге (физической странице).

На физической странице всегда выделяется область, в которой размещаются объекты документа. Эта область получила название логической страницы (рисунок 15.10). Форматирование страницы документа в любой прикладной среде обычно предполагает установку таких параметров, как: ориентация страницы, поля, колонтитулы (см. рис. 15.10).

Рис. 15.10. Страница документа

Ориентация страницы - положение листа бумаги (физической страницы) в пространстве. Различают книжную и альбомную ориентации (рисунок 15.11). 

Рис. 15.11. Ориентация страницы

Поля - области физической страницы, используемые для размещения сопроводительной информации (сносок, колонтитулов и т. п.). Левое и правое поля обычно остаются незаполненными. В верхнем и нижнем полях могут располагаться колонтитулы.

Колонтитулы - служебная информация, размещаемая в верхнем или нижнем поле страницы. Например, это может быть фамилия автора, название документа, номер страницы и т. п.

Форматирование объектов документа

Любой документ состоит из объектов. Вид каждого объекта определяется средой, в которой он был создан. Например, в текстовом процессоре это символ, слово, абзац; в системе управления базой данных - поле, запись и т. д.

Такие объекты создаются и редактируются инструментами самой среды. Помимо этого, в документ могут быть внедрены объекты, созданные при помощи других прикладных программ.

Например, объемная надпись, рисунок, формула.

Перечислим параметры, общие для большинства объектов:

♦ размер;
♦ форма;
♦ местоположение в документе;
♦ положение относительно других объектов.

Размер объекта обычно измеряется по высоте и ширине. При этом объекты можно масштабировать, то есть пропорционально изменять их габариты, например размеры символа.

Форма объектов может быть произвольной, но наиболее распространенная - прямоугольная, например выделенный фрагмент текста.

Местоположение объекта в документе определяется относительно края страницы.

Положение объекта относительно других объектов документа при необходимости задается пользователем. Например, для рисунка в текстовом документе может быть установлено значение «относительно абзаца».

Помимо перечисленных, у каждого объекта могут иметься свои индивидуальные параметры, подлежащие форматированию. Например, цвет для текста или тень для автофигуры.

Можно выделить целую группу параметров форматирования, не являющихся общими для всех объектов, но одинаковых для любой среды. К таким параметрам относятся:

♦ шрифтовое оформление;
♦ цветовое оформление и узор;
♦ толщина, тип и штрих линии.

Шрифт. Под шрифтом понимают внешний вид символов алфавита. Например, к разным шрифтам относятся готическая фрактура и церковно-славянский устав (рисунок 15.12). Каждую конкретную реализацию шрифта называют начертанием.

Таких начертаний у каждого шрифта может быть несколько. Совокупность всех начертаний называют гарнитурой шрифта.

Начертания отличаются друг от друга толщиной штрихов, шириной букв, общим рисунком (прямое или курсивное) и др. Гарнитуры True Туре, используемые шрифтов в приложениях Windows, изначально содержат несколько базовых начертаний. Они различаются по виду и кеглю.

Рис. 15.12. Примеры шрифтов

Вид начертания . Из начертаний внутри одной гарнитуры чаще всего используются: обычное (прямое), курсивное, полужирное, полужирное курсивное (рисунок 15.13).

Рис. 15.13. Виды начертаний

Кегль. Это размер шрифта. По традиции, со времен типографского набора, кегль измеряют в пунктах (пт). Один пункт равен 0,35 мм. Существует ряд стандартных кеглей, например, как на рисунке 15.14. Меняя при компьютерном наборе кегль и вид начертания, можно создавать разнообразные варианты представления той или иной гарнитуры. 

Рис. 15.14. Символы разного кегля
начертания Bold гарнитуры
Century Old Style

Цвет. Многие объекты прикладных сред имеют параметр цвета. Объекты с однородной структурой, такие как символ, линия и т. п., окрашиваются только в один цвет. У объектов со сложной структурой (автофигура, ячейка, поле и т. п.) различают цвет линии (границы) и цвет заливки (фона) (рисунок 15.15).

Рис. 15.15. Окрашивание объектов сложной структуры

Узор. С понятием цвета тесно связано понятие узора. Поверхность объекта может быть заполнена не однотонным цветом, а узором. Спектр узоров достаточно разнообразен (рисунок 15.16). Узор формируется двумя цветами: фона и штриховки.

Рис. 15.16. Примеры узоров

Толщина, тип и штрих линии. Объект «линия» существует не только в графическом редакторе. Очень часто линия становится составной частью более сложных объектов. Например, плоские фигуры обычно имеют контур, образуемый линией (см. рис. 15.16). Линии друг от друга отличаются толщиной, типом, видом штриха.

Толщина линии. Линии могут иметь различную толщину. Величина этого параметра, так же как и размер шрифта, измеряется в пунктах. Обычно диапазон значений толщины линий колеблется от 1/4 до 6 пт (рисунок 15.17).

Рис. 15.17. Толщина линии

Тип линии. Линия простого типа представляет собой однородную прямую заданной толщины. Но очень часто бывает нужно провести, например, двойную линию. Практически во всех прикладных средах предусмотрена возможность выбора нужного типа линии из имеющихся шаблонов (рисунок 15.18).

Рис. 15.18. Тип линии

Тип штриха. Помимо непрерывных можно проводить линии, состоящие из штрихов. Такие линии применяются в тех случаях, когда нужно не ограничить какую-то область рамкой, а выделить главное в составе целого. Например, на рисунке 15.10 штриховыми линиями на листе бумаги обозначена область логической страницы. Типы штрихов приведены на рисунке 15.19.

Рис. 15.19. Тип штриха

Общая характеристика инструментов прикладной среды

Каждый специалист имеет собственный инструмент. Так, например, врач использует стетоскоп, скальпель и т. п. Столяр применяет в своей работе рубанок, киянку, стамеску. Художник вооружается для работы кистью, красками и мольбертом.

Работая на компьютере с тем или иным документом, человек использует в качестве инструментов прикладные программы, формирующие ту или иную прикладную среду. 

Сравнивая прикладную среду с привычными нам инструментами, можно сказать, что она похожа на перочинный ножик. В состав перочинного ножа входит множество разнообразных инструментов: нож, ножницы, отвертка, штопор, вилка и т. п. Все эти инструменты предназначены для разных работ. Вместе их объединили только по одному признаку - эти инструменты нужны человеку во время похода или в другой ситуации, когда обычные нож, вилка и т. п. недоступны. Каждая прикладная среда также имеет соответствующие инструменты, обеспечивающие работу пользователя с документом.

Существуют разные способы для работы с этим инструментом: можно использовать кнопки на панели инструментов или выбирать соответствующие команды меню. Каким бы способом вы ни воспользовались, вы все равно будете работать с одним и тем же инструментом.

Инструменты прикладной среды - совокупность средств приклад- ной среды для работы с документом и его объектами.

Инструменты различают между собой прежде всего по их назначению. Одни инструменты предназначены для работы с файлами, другие - для обработки данных в приложении и т. д.

Управление инструментами прикладной среды сосредоточено в основном меню (см. рис. 15.8). Представьте себе Центр управления полетами космических кораблей. В нем задействовано огромное количество людей и технических устройств (локаторы, антенны, спутники и т. д.). Большинство из них находится далеко за пределами Центра. Несмотря на это, все они управляются именно отсюда.

Точно так же управление всеми инструментами прикладной среды осуществляется с помощью команд основного меню. Наименования этих команд обычно совпадают с названиями соответствующих инструментов.

Команды по своему назначению объединены в группы, которые называются именами меню (Файл, Правка и т. д.). Эти имена образуют верхний уровень основного меню (рисунок 15.20). Такое меню называется многоуровневым, так как оно содержит команды, объединенные по своему назначению в группы.

Каждая группа раскрывается щелчком мыши на ее имени. После этого появляется меню следующего уровня, позволяющее выбрать нужную команду в группе. В ряде случаев при выборе команды открывается подменю более низкого уровня. На самом нижнем уровне нередко бывает необходимо уточнить параметры команды, указав необходимые значения в открывшемся диалоговом окне.

ОСНОВНОЕ МЕНЮ ПРИКЛАДНОЙ СРЕДЫ

Рис. 15.20. Основное меню прикладной среды

На рисунке 15.20 приведены только те имена меню, которые являются общими для большинства сред. Специфические имена будут рассмотрены в темах, посвященных конкретным прикладным средам.

Файл. Это меню объединяет команды для работы с файлами и документом в целом: создать новый файл, открыть существующий, сохранить редактируемый файл, сохранить копию файла под другим именем и/или в другом месте, установить параметры страницы, вывести редактируемый файл на печать.

Создаваемый прикладной средой документ может быть представлен в различных формах:

В экранной форме, то есть в виде отображенного на экране монитора документа с внедренными в него объектами;
в форме твердой копии, то есть в виде распечатки созданного документа на принтере;
в электронной форме - в виде файла на диске.

Результат работы с любой прикладной программой обязательно должен быть сохранен в файле на диске. Без этого невозможно ни продолжение работы, ни передача созданного документа на другой компьютер и т. п.

Правка. Список команд этого раздела обычно открывают команды отмены (откатки) и повтора (возврата). Команда откатки позволяет отменить последнее действие, а команда повтора - вернуть последнюю из отмененных операций. Этот раздел меню включает в себя команды редактирования содержимого объектов документа. И хотя для каждой прикладной среды эти объекты разные, общий для прикладной среды механизм обмена данными позволяет применять однотипные операции для всех объектов.

Для копирования и перемещения различных объектов используется буфер обмена или технология OLE (см. п. 14.7). С их помощью можно осуществлять интеграцию данных различных прикладных сред.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
При записи в буфер обмена любого нового объекта ранее помещенный туда объект не сохраняется (удаляется).

Технология выполнения копирования и перемещения через буфер обмена любых объектов состоит в следующем:

Выделить нужный объект;
перенести его в буфер обмена; для этого можно воспользоваться командами Вырезать или Копировать из меню Правка;
установить курсор в нужное место редактируемого документа;
вставить объект из буфера в указанное курсором место.

Если при этом объект был удален командой Вырезать в буфер, то произойдет его перемещение на новое место в документе. 

Если же объект был скопирован в буфер (команда Копировать) , то в новом месте документа появится его дубликат.

Следует отметить, что данный механизм позволяет осуществлять обмен данными не только в рамках одного документа, но и между различными прикладными средами.

Вид. Это меню предназначено для выбора различных способов отображения документа на экране, настройки вывода на экран используемых инструментов, добавления колонтитулов, изменения масштаба отображения документа на экране и др.

Вставка. В этом разделе меню сгруппированы команды по размещению в специфической управляющей информации, а также для внедрения и связывания объектов по технологии OLE (см. тему 14).

Формат. Раздел меню Формат содержит команды, с помощью которых выполняется форматирование объектов документа, созданных в данной среде. Обычно имена команд совпадают с названиями объектов, например: Абзац, Строка, Столбец, Лист.

Помимо команд форматирования конкретных объектов здесь же находятся команды, определяющие стили и автоформат.

Под стилем понимается совокупность параметров форматирования объекта документа. Автоформат назначает параметры форматирования для всех объектов документа и всего документа в целом.

Сервис. Это меню обеспечивает дополнительные возможности прикладной среды. Предоставление этих возможностей обеспечивается запуском на выполнение программ прикладной среды, например для проверки орфографии.

Другим примером может служить адресная книга . Эта программа хранит сведения о людях, с которыми вам часто приходится иметь дело. Она может быть использована для отправки вашего документа по адресу, хранящемуся в списке адресов, или для вставки обращения в документ, предназначенный конкретному лицу.

Окно. К этому меню следует обращаться при работе с несколькими открытыми в прикладной среде документами для  настроики параметров их окон и перехода от одного документа к другому. Команды этого пункта позволяют упорядочивать открытые окна несколькими различными способами. Например, каскадом или мозаикой (рис 15.21).

Рис. 15.21. Способы упорядочивания окон

Справка. Вы всегда можете получить подсказку по всем инструментам текущей прикладной среды, выбрав меню с символом ? .

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое прикладная среда?

2. Приведите примеры, в которых можно провести аналогию с прикладными средами.

3. В чем причина многообразия прикладных сред?

4. Для чего нужна прикладная среда?

5. Какие вы знаете особенности прикладных сред Windows?

6. В чем состоит наглядность прикладных сред Windows?

7. Как проявляется в работе многозадачность?

8. Как можно организовать обмен объектами между разными документами?

9. Чем способ обмена данными через буфер отличается от технологии OLE?

10. Что такое составной документ?

11. Из каких структурных частей состоит интерфейс любой прикладной среды?

12. Что понимается под редактированием документа?

13. Что понимается под форматированием документа?

14. Какие параметры форматирования вы знаете?

15. Что подразумевается под инструментами прикладной среды?

16. В чем состоит назначение основного меню прикладной среды и какие типовые группы в нем можно выделить?